Событиям в Казахстане подбирают официальную версию
Власти на ходу исправляют нестыковки в своих заявлениях
Власти Казахстана заявили о стабилизации обстановки во всех регионах страны и возвращении контроля над всеми ранее захваченными административными зданиями. Между тем однозначных официальных разъяснений того, что именно происходило в стране с 5 января, все еще нет. Хотя власти утверждают, что за участие в беспорядках задержаны около 6 тыс. человек, среди которых «значительное количество иностранцев», государственные СМИ показали пока лишь одного из них, что сразу же привело к скандалу. Мужчина, утверждавший, что приехал из Киргизии для участия в митинге за $200, оказался известным и состоятельным джазовым музыкантом. Другим активно обсуждаемым, но не находящим четкого ответа вопросом остается роль окружения первого президента страны Нурсултана Назарбаева в недавних событиях и его собственная позиция по поводу сложившейся ситуации.
В Казахстане начала формироваться официальная версия о беспорядках в Алматы и других городах страны, которые, только по предварительным оценкам, стали причиной гибели десятков, а то и сотен людей. Правда, этот процесс идет не совсем гладко, а в заявлениях государственных органов и СМИ обнаруживается немало нестыковок.
Иностранные террористы
Последнее сообщение пресс-службы президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева успокаивает и обнадеживает: «Было отмечено, что во всех регионах страны ситуация стабилизирована, установлен контроль над оперативной обстановкой, правоохранительными органами освобождены все ранее захваченные административные здания, восстанавливается работа коммунальных объектов и систем жизнеобеспечения».
«В настоящее время возбуждено 125 уголовных дел, в органы полиции доставлены 5,8 тыс. человек, среди них есть значительное количество иностранцев»,— говорится далее в сообщении. Позднее телеканал «Хабар 24» со ссылкой на МВД уточнил число задержанных — 5969, также упомянув об иностранных гражданах.
Правда, ни откуда эти люди прибыли в Казахстан, ни кто ими руководил, не уточняется. Зато первое интервью задержанного иностранца на телеканале Qazaqstan практически сразу привело к скандалу. Мужчина со следами побоев на лице, имя которого не называется, рассказал, что живет в Киргизии, где ему позвонили неизвестные и предложили поучаствовать в митинге за 90 тыс. тенге (примерно 15,6 тыс. руб., или $207). «Поскольку я безработный в Кыргызстане, я согласился. Они купили мне билет, и второго числа я прилетел в Алма-Ату. Меня отвезли на квартиру, где были также граждане Узбекистана и Таджикистана. Я не понимал, о чем они говорят»,— заявил задержанный.
В человеке практически сразу узнали известного бишкекского джазового пианиста Викрама Рузахунова, который действительно вылетел в Алматы 2 января — там у него были запланированы гастроли.
Скандал разразился на государственном уровне. «Вызывают озабоченность публикации в ряде зарубежных СМИ, в которых джазового музыканта из Кыргызстана Викрама Рузахунова пытаются выставить деструктивным элементом, приехавшим в Казахстан якобы для участия в митингах»,— заявил пресс-секретарь президента Киргизии Эрбол Султанбаев. На инцидент отреагировал и председатель Госкомитета национальной безопасности Киргизии Камчыбек Ташиев, выступивший в Бишкеке на митинге протеста возле посольства Казахстана. «Викрам Рузахунов не является террористом и никогда не был с этим связан. Он порядочный человек, музыкант. С утра проверили по всем каналам, Викрам Рузахунов не принимал участия в беспорядках, уличных шествиях. Информация от гостелеканалов Казахстана неправильная. Соседям нужно менять риторику расследования. Обвинять наших граждан в терроризме — неправильно»,— сообщил господин Ташиев.
«Его знает вся страна. Все джазовые фестивали не обходятся без его участия. Он представляет культуру Кыргызстана, а его обвиняют в каких-то вещах! На видео очевидно, что он избит, еле разговаривает. На видео точно он, родная мать подтвердила это»,— заявила киргизским СМИ певица Юлия Руцкая. Кроме того, коллеги музыканта отметили, что за свои выступления Викрам Рузахунов получал несравнимо больше, чем $200, ради которых он якобы принял участие в беспорядках.
Стоит отметить, что накануне, 8 января, из Twitter Касым-Жомарта Токаева были удалены два сообщения, в которых как раз говорилось об иностранных боевиках, которые «не говорили на казахском языке».
Впрочем, как заявил «Ъ» живущий в центре Алматы директор аналитического центра Central Asia Cronos Анатолий Иванов-Вайскопф, какие-то люди, не похожие на местных жителей, в городе все же появлялись.
«Возле администрации президента до его штурма войсковыми подразделениями я видел небольшую группу людей, человек семь-восемь. У всех коротко подстрижены бороды. Больше похожи на афганцев. Одеты в короткие черные и серые куртки. После того как я направил в их сторону камеру, сразу же отреагировали очень негативно. Начали махать руками и кричать “эээ”. Трое побежали в мою сторону. Поскольку был за рулем, сразу же рванул с места»,— рассказал эксперт.
Версию об иностранном участии в событиях в Казахстане разделяет и посол России в этой стране Алексей Бородавкин. Как заявил он в интервью ТАСС, спровоцировать подобные события внешние силы пытались еще раньше — например, в 2019 году, когда Нурсултан Назарбаев только оставил пост президента. Однако ни тогда, ни после парламентских выборов в 2021 году им это не удалось. «И вот недруги Казахстана воспользовались ошибкой с повышением цен на газовое моторное топливо и реализовали заговор, развязав бандитско-террористическую агрессию. То, что во всем этом участвовали враждебные республике силы извне, не вызывает сомнений»,— уверен российский дипломат.
«Если власть уже начала говорить об “иностранных террористах”, то другого выхода, кроме как поддерживать эту версию, у нее нет,— заявил “Ъ” консультант Московского центра Карнеги по Центральной Азии Темур Умаров.— Если они начнут переобуваться в воздухе, это вызовет не только сарказм, но и реальное недовольство. Поэтому в новостях будет появляться еще больше новых, порой странных сообщений. Никак иначе объяснить десятки и даже сотни убитых, равно как и приглашение иностранных военных, они не смогут».
А что «лидер нации»?
Другой наиболее активно обсуждаемый в Казахстане и за его пределами вопрос касается первого президента страны Нурсултана Назарбаева и его окружения. С самого начала протестов экс-президент ни разу не выступил публично — вместо него это делал его пресс-секретарь Айдос Укибай. Сначала он заверил, что, вопреки сообщениям об отъезде господина Назарбаева из Казахстана, тот остается в столице страны — Нур-Султане и поддерживает связь с президентом Токаевым. А затем объяснил загадочный переход поста главы Совбеза Казахстана от первого президента к его преемнику. «Ситуация складывалась весьма сложно, и поэтому елбасы (“лидер нации”, один из титулов Нурсултана Назарбаева.— “Ъ”) сам принял решение передать пост председателя Совета безопасности президенту, так как хорошо осознавал, что беспорядки и террор требовали оперативного, жесткого и бескомпромиссного ответа от руководства страны»,— говорится в заявлении Айдоса Укибая.
В свою очередь, днем 8 января агентство «Интерфакс» процитировало неназванного собеседника в пресс-службе Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана. Он заверил, что племянник Нурсултана Назарбаева Самат Абиш «так же и работает» первым заместителем главы ведомства, хотя с 5 января его все считали уволенным — вместе с начальником Каримом Масимовым, которого заключили под стражу по подозрению в госизмене.
Отметим, что в официальных источниках действительно нет сообщений об увольнении Самата Абиша. Зато на сайте администрации президента Казахстана — Акорды — до сих пор доступно сообщение от 5 января о назначении на пост первого заметителя другого человека — Мурата Нуртлеу. Однако, по словам неназванного собеседника «Интерфакса», «в КНБ два первых заместителя главы ведомства, в их числе и Абиш».
По мнению старшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислава Притчина, подобная путаница может свидетельствовать о торге между двумя группировками в казахстанской элите. «Даже в нынешних условиях Токаев не обладает сравнимым с Назарбаевым в его бытность авторитетом в политическом истеблешменте Казахстана, поэтому вынужден договариваться с другими группами влияния»,— считает эксперт.
Аналогичную точку зрения выразил и Темур Умаров. «Мне кажется, сейчас строятся некие договоренности о гарантиях Назарбаеву. От него требуется признать, что Токаев — полноправный президент, а за это ему будут гарантировано, что членом его семьи при случае дадут возможность нормально уехать или минимально сохранить место — до той степени, пока это не вызывает общественного негодования»,— сказал консультант Московского центра Карнеги.
При этом экс-глава КНБ Карим Масимов, которого официально задержали по подозрению в госизмене, по мнению господина Умарова, это «козел отпущения», который в итоге и станет главным виновником кровопролитного кризиса.