Машины стали еще на год дороже
С 1 января цены выросли на 3%
Автомобили в России с начала года традиционно подорожали в пределах 3%. Причем цены выросли и на марки, которые уже увеличивали их месяцем ранее, например АвтоВАЗ. Купить автомобиль по цене 2021 года сложно — в основном на складах невостребованные предложения. Но клиенты продолжают приходить в автосалоны: трафик в новогодние каникулы, как и годом ранее, не упал. Дилеры ожидают продолжения роста цен из-за увеличивающихся издержек автоконцернов и ослабления рубля.
Цены на автомобили в РФ с 1 января в среднем выросли в пределах 3%, следует из опроса дилеров, проведенного “Ъ”. Это подтверждают и в Mitsubishi, где сообщили, что в начале каждого года помимо инфляции и курса валют на ценообразование значительное влияние оказывает стоимость сырья, которое используется для производства автомобиля. В итоге на автомобили нового года производства цена будет скорректирована на 1–3%.
Председатель правления «Авилона» Андрей Павлович говорит, что с 1 января по бренду Mitsubishi цены выросли от 1,5% до 2%, «это традиционное повышение». По марке Kia цены увеличились на 2–4% в рамках планового повышения, продолжает он, в премиум-сегменте по бренду Mercedes цены выросли в среднем на 1,5%, а автомобили Volvo — в среднем на 250 тыс. руб. Машины Toyota и Lexus в январе прибавили в цене в среднем 2–3%, следует из данных других дилеров. Аналогичная ситуация у Jaguar Land Rover, а Genesis с января повысил стоимость на 170 тыс. руб. по всему модельному ряду. С января 2022 года Hyundai Creta подорожала на 4,8%, до 1,3 млн руб., Volkswagen Polo — на 0,1%, до 1 млн руб., Mazda CX-5 — почти на 1%, до 1,9 млн руб., добавляет гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль.
Причем дорожали с 1 января и те автомобили, прайс-листы по которым обновлялись в декабре.
Например, машины бестселлера Lada прибавили в цене 1–5% в декабре 2021 года и еще 1,4–3,2% с 2022 года, подсчитывал «Автостат». По данным дилеров, аналогичная ситуация и у Renault: машины марки месяцем ранее дорожали на 1,5%, после чего в январе цены поползли вверх еще на 1,5–2%. Повышение цен выше чем на 3% в месяц, как правило, отпугивает клиентов, поэтому все стараются укладываться в такую динамику, говорит глава «Фаворит Моторс» Владимир Попов.
Спрос на покупку не упал даже в новогодние каникулы, как и в 2021 году, говорят дилеры. В автосалонах «Авилона» в новогодние праздники уровень трафика был умеренным, спрос оживился к 4 января, говорит Андрей Павлович.
На рынке все еще существует нехватка автомобилей, так как производители комплектующих пока не вышли на планируемый объем, что вызывает задержки производств, сказали “Ъ” в Mitsubishi. Там ожидают, что ситуация стабилизируется к середине 2022 года. На фоне дефицита купить машину прошлого модельного года сложно, отмечает Владимир Попов. «Склады почти пустые, но есть предложения по автомобилям в комплектациях, которые обычно пользуются спросом только в сегменте такси, или, наоборот, в дорогих комплектациях. Но даже такой автомобиль сейчас купить выгоднее, чем откладывать покупку»,— говорит он. В дальнейшем сохраняющийся дефицит автомобилей и комплектующих будет подталкивать рост цен, уверен Андрей Павлович. В 2021 году они росли в пределах 1–3% фактически ежемесячно.
Денис Мантуров, глава Минпромторга РФ, 29 декабря 2021 года:
«Ожидаем, что темпы роста цен на автомобили в следующем году снизятся».
Владимир Попов подчеркивает растущие издержки автоконцернов: «Все обращают внимание, что за 2021 год автомобили в среднем подорожали в пределах 30%, но никто не говорит, что объемы реализации сократились и, соответственно, издержки стало распределять сложнее». Кроме того, производители и импортеры закладывали курс доллара на уровне 72 руб., тогда как сейчас он пробивает отметку 77 руб., что не может не отразиться в ценах, так как комплектующие и логистика номинированы в валюте, указывает он. Ставка фрахта контейнера на маршруте Шанхай—Роттердам в начале 2019 года составляла $1,9 тыс., тогда как сейчас — $13,6 тыс. О влиянии стоимости логистики на цены также говорят и в «Авилоне».
При этом наценки дилеров и их маржинальность в 2022 году снизятся, считает Денис Мигаль, заметивший снижение спроса. По его мнению, «для потребителей большой разницы в цене не будет, просто автосалоны будут зарабатывать гораздо меньше».