Налеты сменяются полетами

Российские авиакомпании готовы вернуться в Казахстан

Российские авиаперевозчики в ближайшие дни могут возобновить полеты в Казахстан, приостановленные на фоне массовых беспорядков. О старте продаж билетов с 10 января объявил «Аэрофлот», первым отменивший полеты. Эксперты говорят, что его примеру вскоре могут последовать S7 и «Уральские авиалинии». Иным способом добраться из страны в страну сложно: хотя сухопутная граница с Россией открыта, железнодорожного сообщения нет, а автобусное зимой затруднено.

Российские граждане с чемоданами перед эвакуацией из Алматы

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Российские авиакомпании в ближайшие дни могут возобновить рейсы в Казахстан, приостановленные с 5 января после захвата аэропорта Алматы протестующими. Первым об этом объявил «Аэрофлот», который 10 января выполнит рейс в Нур-Султан и откроет продажи на перелеты в другие города страны. При этом 8 января перевозчик собирался приостановить оформление билетов туда и обратно до 20 и 21 января соответственно. По словам источника “Ъ” в Минтрансе, Росавиация попросила авиакомпании докладывать ей о каждом запланированном или отмененном рейсе в Казахстан.

Другие российские авиакомпании — S7 Airlines и «Уральские авиалинии» — пока не объявили о возобновлении полетов, которые были приостановлены 6 января. S7 приостановила продажи билетов (на рейсы Москва—Усть-Каменогорск, Омск—Павлодар и Новосибирск—Нур-Султан) до 23 января, «Уральские авиалинии» (Жуковский—Нур-Султан, Екатеринбург—Алматы) — до 21 января.

При этом местная авиакомпания Air Astana, отменившая все рейсы из-за отключения интернета в стране, возобновила полеты из Нур-Султана в Москву и обратно еще 7 января, хотя рейсы, согласно табло аэропорта Домодедово, приземлялись с большими задержками. За это время Россия открыла специальные вывозные рейсы из Алматы военно-транспортными самолетами Минобороны: по данным МИД РФ, к вечеру 9 января было вывезено более 1,4 тыс. человек 13 рейсами, при этом МИД зарегистрировал порядка 1,6 тыс. заявок на вывоз от российских граждан.

В течение некоторого времени между двумя странами сохранится высокий спрос на перевозки с целью возвращения оставшихся граждан домой, отмечает исполнительной директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Одновременно ситуация в Казахстане постепенно переходит под контроль властей республики. В этой связи эксперт допускает, что по примеру «Аэрофлота» в ближайшее время возобновят перелеты и другие авиакомпании, «по крайней мере в те города, в которых нет серьезных угроз авиабезопасности». Он также отметил, что подсчитать ущерб от остановки авиасообщения достаточно сложно: основные потери придутся на простои воздушных судов и невозвратные сборы систем бронирования. В то же время, говорит Олег Пантелеев, эксплуатанты предлагали пассажирам не безальтернативный возврат средств, а перенос полетов на другие даты, «что позволит сократить влияние потерь, понесенных вследствие отмены рейсов».

Сейчас между РФ и Казахстаном нет пассажирского железнодорожного сообщения — оно было приостановлено в связи с коронавирусом в марте 2020 года и с тех пор не восстановлено. При этом транзитные поезда Федеральной пассажирской компании (входит в ОАО РЖД) следуют через Северо-Казахстанскую область Казахстана в обычном графике, сообщало ОАО РЖД в праздники.

Внутри страны пассажирские перевозки были серьезно нарушены протестами. Митингующие перекрыли пути, ведущие к ряду станций, из-за чего, по данным «Железных дорог Казахстана» («Казахстан темир жолы», КТЖ), в пути застряли пассажиры 14 поездов, приостановлено движение 46 грузовых составов. На 6 января было отменено 25 пассажирских поездов и приостановлено движение 129 грузовых. Но уже 7 января движение было восстановлено, хотя 75 грузовых составов все еще простаивали. После восстановления пассажирского движения 8 января КТЖ назначила три дополнительных коммерческих поезда из Алматы в Нур-Султан и Атырау из-за возросшего спроса, 9 января — еще два поезда из Алматы. Заказать билет через приложение КТЖ из Москвы не удается: оно не открывается.

Автобусные перевозки через казахстанско-российскую границу номинально были прекращены в связи с коронавирусом, но фактически не останавливались. Сейчас действует схема, в рамках которой казахстанские операторы автобусных перевозок доставляют людей до границы, которую пассажиры переходят пешком и в России снова садятся в автобус. Помимо России открыта также граница с Туркменией, но сообщение с ней никогда не было активным. Граница с Киргизией фактически закрыта с 8 января, как и с Узбекистаном.

Междугородние автобусные перевозки внутри Казахстана официально не останавливались, однако на севере и в центре страны их и так не было зимой из-за погоды. На юге, сообщил заместитель акима Туркестанской области Сакен Калкаманов, междугородние перевозки работают. При этом на дорогах расставлены блокпосты, автобусы проверяются на наличие мародеров и террористов — в частности, были задержаны десять человек, якобы возвращавшихся в Туркестанскую область, у которых были изъяты награбленные в Алматы сотовые телефоны и оружие, в том числе гранаты.

Айгуль Абдуллина, Наталья Скорлыгина, Александр Константинов, Нур-Султан

Фотогалерея

Беспорядки и погромы в Алматы

Смотреть

Вся лента