Праздничная НЭОжиданность
Петербургский регоператор по обращению с отходами столкнулся с проблемами
Старт «мусорной» реформы и начало работы в Петербурге регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) — АО «Невский экологический оператор» (НЭО) — ознаменовались мусорным коллапсом в нескольких районах города. Петербуржцы с первых дней нового года засыпали жалобами компанию и все причастные к этой проблеме организации. Эксперты говорят об изначально неверном целеполагании, мешающем компании в эффективном осуществлении мусорной реформы. В НЭО возникшие проблемы объяснили рядом негативных факторов. На данный момент, по мнению пресс-службы НЭО, ситуация начинает стабилизироваться.
Страницы «Невского экологического оператора» и городского комитета по природопользованию в соцсети «ВКонтакте», а также портал «Наш Санкт-Петербург» с начала года полны сообщений петербуржцев о том, что не только установленные во дворах контейнеры, но и площадки вокруг них завалены отходами. Сообщения эти, с указанием конкретных адресов, часто сопровождаются красноречивыми фотографиями, наглядно иллюстрирующими масштабы проблемы с вывозом мусора.
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга по результатам проверок во всех 18 районах города только за первую неделю года возбудила в отношении НЭО административные дела, количество которых и сумма наложенных штрафов не сообщается. В сообщении отмечается, что инспекторы проверили около тысячи многоквартирных домов, примерно в трети случаев были зафиксированы нарушения, а несвоевременная уборка контейнерных площадок составила 20% от общего количества всех замечаний.
Как пояснили “Ъ” в пресс-службе НЭО, в целом ситуация усугубилась еще до 1 января, когда регоператор принял на себя ответственность за своевременный вывоз ТКО: компания «Автопарк №6 "Спецтранс"», ранее отвечавшая за транспортировку отходов из северной и правобережной частей города, перестала вывозить мусор, но при этом очистила площадки от принадлежавших ей контейнеров. Эту информацию подтвердили в комитете по природопользованию, который в конце декабря привлек активистов молодежных общественных организаций к инспектированию накопительных площадок в Выборгском, Калининском и Приморском районах города. Волонтеры зафиксировали неудовлетворительное санитарное состояние ряда площадок (переполненные баки, мусор за пределами контейнеров), адреса которых были переданы в НЭО.
В компании фиксируют снижение количества обращений граждан на горячую линию по поводу нерегулярного вывоза ТКО: 5 января поступила 901 заявка, 6 января — 798, 7 января — 724. Всего в городе функционируют около 30 тыс. мест накопления отходов.
В первый день 2022 года генподрядчики НЭО вывезли 35,6 тыс. тонн ТКО, в последующие дни объем увеличился до 42–45 тыс. тонн и продолжает оставаться на этом уровне. Суммируя опубликованную регоператором статистику, объем вывезенных отходов только за первую неделю года можно определить в размере около 250 тыс. тонн. В пресс-службе подчеркивают, что эти показатели значительно превышают среднестатистические показатели. «Мы столкнулись с рекордным количеством мусорообразования. Ситуация усугубилась трудностями с доступом к местам накопления — было около 500 случаев, когда мусоровозы не могли подъехать к контейнерным площадкам из-за припаркованных автомобилей. Проблемными остаются Приморский, Невский и Выборгский (точечно.— “Ъ”) районы. Компании "Эко Лэнд" (сменила Автопарк №6 «Спецтранс» в качестве транспортировщика отходов из этих районов города.— “Ъ”) мы помогаем с вывозом ТКО собственными силами, другие компании-перевозчики также предоставляют ей технику. В Адмиралтейском, Красногвардейском, Пушкинском, Центральном, Кронштадтском, Василеостровском, Колпинском, Петродворцовом, Московском и Фрунзенском районах вывоз отходов происходит в штатном режиме. Сейчас мы тратим часть своих усилий на то, чтобы локализовать проблемные точки, скоординировать работу подрядчиков и наладить регулярный, своевременный вывоз ТКО из каждого двора. На линии находятся 423 машины, задействованы все имеющиеся в распоряжении единицы техники»,— отметила представитель компании.
Дмитрий Климчук, руководитель спецпроектов АО «Автопарк №1 "Спецтранс"», также отмечает общее улучшение ситуации по городу в целом. По его словам, компания готовилась к тому, что может сложиться подобное положение дел, поскольку совпало сразу несколько негативных факторов: организационных (позднее заключение контрактов с субподрядчиками-перевозчиками, недостаток времени на верификацию контейнерных площадок), технических (отсутствие системы ГЛОНАСС у ряда небольших транспортных компаний и не всегда корректная работа программного обеспечения), общегородских (неформальный саммит СНГ, затруднивший трафик), климатических (обильный снегопад в последних числах декабря), человеческих (в условиях пандемии множество петербуржцев остались в городе).
Юрий Шевчук, руководитель Северо-Западной общественной экологической организации «Зеленый крест», считает, что регоператору нужно было всего лишь перезаключить договоры со Спецтрансом №6, Спецтрансом №1 и другими, уже работающими на рынке компаниями-перевозчиками ТКО, а самому НЭО сконцентрироваться на строительстве мусороперерабатывающих заводов на основе технологии пиролиза. «Смысл реформы был в том, чтобы перевести отрасль из сферы услуг в сферу производства. Ничего подобного они делать не стали. Ситуация подчеркнула, что это просто лишняя структура, которая собирает деньги»,— выразил свое мнение эколог.