Зрители как-то растерялись
Антиковидные меры опустошили концертные залы и музеи
Российский рынок культурных индустрий в 2021 году, несмотря на относительное ослабление антиковидных мер, почти не вырос, подсчитали в InterMedia. Сложнее всего было сегментам, зависимым от очного присутствия зрителей: концертам, кинопоказам и музеям, которые из-за непредсказуемости ограничений показали лишь небольшой рост или продолжили падать. Докризисные показатели здесь могут быть достигнуты только через год-полтора после полной отмены ограничений, полагают эксперты и участники рынка.
Общая выручка культурных индустрий в России, по предварительным итогам 2021 года, вырастет только на 0,6%, до 2,38 трлн руб., следует из отчета агентства InterMedia (есть у “Ъ”). Это выручка без учета продаж электроники и рынка интернет-доступа, которые InterMedia также относит к культурным индустриям. С их учетом аналитики фиксируют рост на 11,1%, до 3,84 трлн руб. По итогам 2020 года InterMedia фиксировала падение на 20% без учета электроники и доступа в интернет и на 11,5% — с их учетом.
Основной причиной стагнации стали ограничения, связанные с пандемией, из-за которых многие крупные сегменты не смогли показать рост даже с учетом низкой базы 2020 года, а некоторые рынки и вовсе падали.
Как отмечает главный редактор InterMedia Евгений Сафронов, сильнее всего непредсказуемость запретов сказалась на сегментах, основанных на очном участии, например падение доходов зрелищного предпринимательского сегмента в некоторые месяцы составляло до 90–95%.
Согласно оценкам агентства, по итогам года рынок афишных мероприятий — концертов, спектаклей, шоу — вырос только на 2,8%, до 150 млрд руб., тогда как в 2020 году упал на 33%, рынок кинопоказа и кинофестивалей (с учетом доходов продюсеров, зарубежного проката и госсубсидий на производство) — на 26%, до 45 млрд руб., тогда как в 2020 году падал на 45%. Сегмент музеев и выставок снизился на 7,5% в 2021 году и на 7% в 2020 году.
Ситуация в индустриях разнится в зависимости от господдержки, отмечают аналитики. «Например, Большой театр получил на выполнение госзадания в 2019 году 4,1 млрд руб., а в 2020 году — 7,3 млрд руб. При этом доходы от коммерческой деятельности в зрелищном, музейном и досуговом секторах упали более чем втрое в 2020 году, восстановления в 2021 году ожидать не приходится»,— пояснил Евгений Сафронов.
В то же время сегменты, напрямую связанные с цифровыми коммуникациями, на фоне ограничений росли.
Выручка легальных видеосервисов в 2021 году увеличилась на 27%, до 75 млрд руб., аудиосервисов — на 47%, до 14 млрд руб. Растут обороты и пиратских ресурсов, их выручка (аудио, видео и книжных, включая торренты и Telegram-каналы), по предварительной оценке, увеличилась на 16%, до 7 млрд руб.
Докризисные показатели в онлайн-сегментах «уже давно превышены», а в зрелищных индустриях будут достигнуты через год-полтора после полной отмены ограничений, полагает Евгений Сафронов. Рынок кинопроката может вернуться к докризисным показателям уже в 2022 году, считают в сети «Каро», поможет «огромное количество блокбастеров». Но это возможно, только если не будет повторных локдаунов и «необоснованных ограничительных мер», признают в сети. Ассоциация владельцев кинотеатров просила отмены ограничений по заполняемости залов в кинотеатрах, где введен вход только по QR-коду (такая система действует сейчас в большинстве российских регионов).
Представители концертной индустрии также находятся в процессе переговоров с властями о господдержке и введении единого стандарта COVID-free-мероприятия, отмечает исполнительный директор Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций, глава ГК SAV Entertainment и «Русского шоу-центра» Владимир Зубицкий. «В 2021 году нам удалось провести только 2% запланированных мероприятий, большинство перенесено на лето 2022 года, некоторые — на 2023 год. Пока нет ни иностранных артистов, ни больших концертных туров, индустрия лежит и не встает»,— говорит он. В 2022 году, по его словам, все «будет зависеть от ситуации с коронавирусом и новыми штаммами».