Мало по моллу

Трафик торговых центров за год вырос на 22%, но на допандемийный уровень не вернулся

В ряде крупных городов Сибири посещаемость ТЦ в 2021 году составлила 75–85% от уровня 2019 года

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Торговые центры в Сибири в 2021 году показали рост трафика по сравнению с 2020-м, однако так и не смогли вывести посещаемость на допандемийный уровень. По сравнению с 2019 годом трафик сократился в среднем на 15%. В ТЦ это связывают со снижением покупательной способности населения и введением QR-кодов. В то же время отдельные девелоперы отмечают рост средних чеков по сравнению с 2020 годом, позволивший вернуть докризисные показатели выручки.

Показатель Mall Index (отражает изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров) в Сибирском федеральном округе по итогам 2021 года оказался на 21,7% выше, чем годом ранее, сообщает аналитическая компания Focus. Положительную годовую динамику в Focus связывают с длительным периодом локдауна в Сибири в 2020 году и смягчением ограничений в 2021 году. Однако отставание от допандемийного уровня торговым центрам преодолеть не удалось. По сравнению с 2019 годом показатель трафика 2021-го в среднем оказался на 14,6% ниже. В октябре—декабре, когда традиционно отмечается повышенный покупательский спрос, в 2021 году показатель Mall Index оказался на 28,1% ниже уровня аналогичного периода 2019 года, а по сравнению с последним кварталом 2020-го отставание составило 11,7%, отмечает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Михаил Васильев.

Рынок ТЦ — один из самых «пострадавших» сегментов в пандемию, говорит заместитель гендиректора Российского аукционного дома Ирина Ольшанникова. По ее словам, после провального для торговых центров 2020  года, в течение 2021-го потребительская активность постепенно возвращалась, достигнув максимума в конце календарного года. В то же время, по данным эксперта, в ряде крупных городов Сибири посещаемость ТЦ так и не вернулась на допандемийный уровень и составляет 75–85% от уровня 2019 года.

Коммерческий директор Malltech (управляет ТРЦ «Аура» в Новосибирске и двумя ТРЦ «Планета» — в Красноярске и Новокузнецке) Мария Дриц считает, что на посещаемость сильнее всего повлияло введение режима пропуска гостей в ТРЦ по QR-кодам. В полной мере он действовал в Красноярском крае, в Новосибирске коды необходимо было предъявлять только гостям кафе и ресторанов в торговых центрах. В первые дни после введения этих мер снижение трафика, по данным Марии Дриц, составляло от 30 до 60% в зависимости от региона. При этом она отмечает, что снижение трафика в меньшей степени отразилось на товарообороте ТРЦ: «Основные причины этого — значительный рост среднего чека и рост конверсии: люди приходят реже, но делают больше покупок за визит». По ее данным, если в 2020 году фиксировались существенные потери выручки, то в 2021 году, несмотря на повторные периоды ограничений, товарооборот арендаторов ТРЦ вернулся к докризисным значениям.

Гендиректор новосибирского оптово-розничного центра «Норд сити молл» Юлия Кладова оценивает снижение трафика в 2021 году по сравнению с 2019-м в 30%. По ее данным, он остался на уровне 2020 года. Допандемийный объем выручки, по словам госпожи Кладовой, восстановить также не удалось: «В нашем сегменте „эконом-минус“ восстановления выручки нет. У наших арендаторов существенного прироста цен не было, поэтому выручка упала примерно так же, как и трафик». На посещаемость центра в 2021 году, по ее мнению, серьезное влияние оказали инфляция, сокращение доходов населения и, как следствие, снижение покупательной способности. Кроме того, отток посетителей ТЦ связан с резким ростом популярности онлайн-продаж, считает госпожа Кладова.

Учредитель новосибирского девелопера «Отелит», представитель Российского совета торговых центров (РСТЦ) в Новосибирской области Евгений Бурденюк отмечает, что в небольших внутриквартальных ТЦ трафик и выручка в 2021 году «вернулись на круги своя»: «Можно говорить о том, что произошло восстановление посещаемости объектов, а следовательно, и выручки»

Из-за сохранения связанных с пандемией негативных факторов, влияющих на арендодателей, ставки аренды в торговых центрах не так быстро восстанавливаются, как, например, трафик или выручки ритейла, отмечает директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Анна Манькова. Среди причин она называет увеличение количества дефолтов малого и среднего бизнеса, более рациональное потребление и влияние онлайн-торговли. По данным Марии Дриц, в подконтрольных Malltech ТРЦ арендные ставки в 2021 году вернулись на допандемийный уровень. Руководитель проектов направления «Недвижимость» группы компаний SRG Ирина Евдокимова отмечает, что, величина ставок аренды торговой недвижимости в 2021 году снизилась ориентировочно на 15–30%. «Наибольшее снижение арендных ставок зафиксировано в торговых центрах специализированного и районного форматов. В торговых центрах окружного формата изменение арендных ставок не отмечалось»,— сообщила она.

Относительно планов на 2022 год в Malltech придерживаются оптимистичного прогноза. «По итогам 2021 года показатели товарооборота торговых центров говорят о том, что фаза депрессии постепенно остается позади»,— отмечает Мария Дриц. В то же время господин Бурденюк считает, что введения локдаунов не избежать и в 2022 году, в связи с чем необходимо уже сейчас разработать и принять повсеместно понятные и четкие регламенты ограничений и мер поддержки для торговых центров. Анна Манькова полагает, что в 2022 году в целом ситуация не сильно будет отличаться от 2021 года и значительного роста ожидать не стоит — он будет зависеть от динамики заболеваемости и реакции властей на эту статистику.

Дарья Решетникова