«Энди Уорхол был очарован различными видами тьмы»

Дмитрий Буткевич — о провокационных работах

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о самых ярких творениях художника.

Энди Уорхол — один из самых известных в мире арт-провокаторов. Вот некоторые из самых ярких проявлений.

Campbell’s Soup Cans («Банки с супом Кэмпбелл»). Сейчас трудно, даже невозможно представить, насколько дико было увидеть в 1962 году изображения банок супа Кэмпбелл на холстах, расставленных как расходные материалы массового производства на полках продуктовых магазинов. Это произведение называют одним из самых проницательных ходов в искусстве XX века, при этом работы правдиво выражают чувства, которые Уорхол лелеял всю свою жизнь. Энди позже писал о другом американском стандарте: «Самое красивое в Токио — это "Макдоналдс". Самое красивое в Стокгольме — "Макдоналдс". Самое красивое во Флоренции — это "Макдоналдс". В Пекине и Москве пока ничего красивого нет». Кстати, появилось у нас уже в начале 90-х.

Electric Chair («Электрический стул»), 1966 год. Уорхол, как пишут специалисты по его творчеству, был очарован различными видами тьмы, которые терроризируют и щекочут наши нервы. Это очарование нашло наиболее резонансную форму — в виде электрического стула, стоящего в ожидании в пустой комнате. Изображен, кстати, стул, на котором в последний раз сидели Джулиус и Этель Розенберги, казненные в нью-йоркской тюрьме Синг-Синг за шпионаж в пользу Советского Союза.

Silver Car Crash («Серебряная автокатастрофа»), 1963 год. У него есть целая серия «Смерть и катастрофы», например, «Катастрофа с тунцом», где изображены испорченные банки из-под рыбы, отравившие людей, которые их съели. Но наиболее популярны картины автоаварий, написанные по фотографиям, взятым Энди из газет своего времени.

И, пожалуй, The 13 Most Wanted Men («13 самых разыскиваемых мужчин») — игра слов. Как вы понимаете, американский термин wanted относится к преступникам, которых ищут, но в устах Уорхола это выражение получило гомосексуальный оттенок — «те, кого хотят». Эту стенную роспись он сделал для павильона штата Нью-Йорк на Всемирной выставке 1964 года. Но ее довольно быстро закрасили. Считается, что губернатор Рокфеллер не хотел оттолкнуть потенциальных избирателей — семь из тринадцати мужчин были итальянцами.

Вся лента