Рост без заграниц
Количество авиаперелетов из Новосибирска по России выросло в 2021 году в 2,5 раза
Новосибирцы в 2021 году в 2,5 раза чаще летали по России, чем годом ранее. Спрос на поездки в Санкт-Петербург увеличился на треть, в Сочи — на 80%. Рост отмечен практически на всех направлениях в города черноморского побережья. Количество заграничных перелетов увеличилось за прошедший год в 1,7 раза, в основном за счет ближнего зарубежья, популярность которого у новосибирцев возросла четырехкратно. По сравнению с 2019 годом доля бронирований поездок за границу в 2021 году сократилась вдвое и составила 5–7%. В наступившем году тренд на развитие внутреннего туризма сохранится, считают эксперты.
По данным «Яндекс.Путешествий», количество перелетов новосибирцев в 2021 году по сравнению с 2020 годом выросло почти в 2,5 раза. Ровно настолько увеличилась популярность внутренних направлений, отмечает сервис путешествий. Aviasales по итогам 2021 года сообщает о росте по сравнению с 2019-м общего числа поездок из Новосибирска на 38%. При этом полетов по России, по данным сервиса, стало в 1,6 раза больше, чем в 2019 году. «Объемы поездок у новосибирцев в 2021 году восстановились на допандемийный уровень»,— говорит руководитель пресс-службы сервиса для планирований путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова.
Самым популярным авианаправлением у путешественников из Новосибирска, по данным аналитического центра сервиса поездок и путешествий «Туту.ру», остается Москва, куда в 2021 году оформлялся каждый четвертый билет. На втором месте Санкт-Петербург с долей 11,3%. Также в топ-10 направлений вошли Сочи, Краснодар, Анапа, Сургут, Симферополь, Новый Уренгой, Ростов-на-Дону и Иркутск. По сравнению с допандемийным периодом из десятки самых популярных у новосибирцев направлений «выпали» Нижневартовск, Мирный и Екатеринбург. Спрос на перелеты в эти города, а также в Сургут и Иркутск сократился по сравнению с 2019 годом, в то время как по остальным направлениям, вошедшим в рейтинг, наблюдается рост продаж, отметили в «Туту.ру».
«Из заметных изменений в топе популярных направлений по сравнению с 2020 годом — сокращение доли Москвы с 40% до 30%. Это связано с увеличением интереса к другим российским регионам и зарубежным направлениям. При этом общее количество путешественников по всем направлениям, в том числе и в Москву, выросло»,— отметили в «Яндекс.Путешествиях». Спрос на полеты в Санкт-Петербург у новосибирцев, по данным госпожи Шелеховой, за прошедший год вырос на треть, в Сочи — на 80%.
Доля поездок по внутренним направлениям, по данным Aviasales, в 2021 году составила 90,5%, годом ранее — 93,5%. По данным продаж «Туту.ру», на зарубежные бронирования самостоятельных путешественников из Новосибирска в 2021 году приходилось 5–6% от их общего количества, в то время как до пандемии этот показатель был вдвое выше.
Наиболее популярными заграничными странами у новосибирских пользователей, по информации «Яндекс.Путешествий», в 2021 году стали Турция, Киргизия, Казахстан, Армения и Азербайджан. Без учета ближнего зарубежья лидируют Турция, ОАЭ, Германия, Египет и Венгрия, а из городов — Стамбул, Анталья, Дубай, Будапешт, Ларнака и Афины. «Из очевидных изменений — отсутствие в топе таких популярных направлений, как Таиланд и ряд других стран, например, многих европейских, которые были почти недоступны россиянам с начала пандемии»,— пояснили в пресс-службе «Яндекс.Путешествий». По информации сервиса, в целом спрос на заграничные направления увеличился в 1,7 раза, но в основном за счет четырехкратного роста количества путешествий в страны ближнего зарубежья.
Длительность поездок за год почти не изменилась: по России она составляет около девяти дней, за границу — около двух недель, отмечают в «Яндекс.Путешествиях». Средняя стоимость авиабилета на рейс в Новосибирск и из города в 2021 году, по данным OneTwoTrip, составляла 8,2–8,5 тыс. руб., что на 5% дороже, чем годом ранее. «Туту.ру» оценивает рост цен на перелет по популярным направлениям из Новосибирска за тот же период в пределах 2–6%. «По сравнению с допандемийным уровнем средние чеки все еще существенно ниже»,— добавляет пресс-служба сервиса. По данным «Яндекс.Путешествий», средняя цена перелета на одного человека в обе стороны по России в 2021 году выросла почти на 20% (до 13,2 тыс. руб.), за границу — на 16% (до 28,5 тыс. руб.).
Глубина бронирования, которая в 2020 году на фоне начавшейся пандемии коронавируса сократилась до минимума, в 2021 году чуть возросла, отмечает госпожа Шелехова: «10,8% новосибирцев приобретали билеты за два-три месяца (в 2020-м — 8%), а готовиться к поездке за четыре месяца и более отважились 2,3% путешественников (год назад показатель был 1,8%)». Однако большая часть путешественников покупала билеты за месяц до вылета: 86,9% в 2021 году и 90,2% в 2020 году.
Согласно аналитике «Яндекс.Путешествий», новосибирцы в прошлом году стали приобретать билеты для поездок по России в среднем за 48, а не за 40 дней, как было в 2020 году. «На это, скорее всего, повлияло восстановление внутреннего авиасообщения и рост уверенности путешественников в том, что поездка по России состоится»,— пояснили в сервисе. Вместе с тем глубина бронирования для поездок за границу, по информации «Яндекс.Путешествий», снизилась — с 2,5 месяцев в 2020 году до 1,5 в 2021 году, что в компании также связывают с пандемией и ограничениями международных перелетов в 2020 году.
«Выездной туризм, несомненно, не восстановился,— говорит директор по стратегии ИК „Финам» Ярослав Кабаков.— Основные направления 2021 года — Турция и Египет, и в этом смысле можно рассчитывать, что в 2022 году расклад сил между выездным и внутренним туризмом сильно не поменяется». Рынок путешествий все еще сильно зависит от ситуации с пандемией: на него влияют рост заболеваемости, появление новых штаммов и взаимные признания вакцин и сертификатов, комментировала ранее „Ъ-Приволжье“ гендиректор «Яндекс.Путешествий» Ирина Рейдер. По ее оценкам, в 2022 году тренд на развитие внутреннего туризма сохранится, особенно на поездки в границах одного региона. По оценкам господина Кабакова, качественное изменение туризма в России могут в среднесрочной перспективе удерживать до 20% туристов на отечественных курортах.