Беспилотники расширяют географию
Насколько безопасны автономные такси «Яндекса»
Поездка в беспилотном такси не будет дешевле, чем в классическом. Во всяком случаев, в «Яндексе» “Ъ FM” сообщили, что после запуска системы цены будут сопоставимы. Заказать такси-беспилотник россияне смогут уже в феврале. Пока машины будут курсировать только по 18 улицам Москвы, на территории «Сколково», «Иннополиса» в Татарстане, а также в центре «Сириус» в Краснодарском крае. Это стало возможным после того, как правительство устранило разногласия в экспериментальном правовом режиме для такси без водителей. Постановление опубликуют до конца января, и тогда беспилотники станут доступны для всех желающих. Как это будет работать? Разбирался Владислав Викторов.
Первые беспилотники «Яндекса» вышли на столичные дороги еще зимой 2018-го. Тогда несколько машин курсировали в районе Хамовников. Но со временем география поездок росла, и в целом такой транспорт доказал свою безопасность, хотя два года назад один автомобиль все же попал в ДТП на Аминьевском шоссе. Тем не менее с прошлого года беспилотники в качестве эксперимента стали возить и пассажиров по улицам Ясенево и территории «Сколково».
А с февраля еще больше желающих смогут опробовать технологию, ведь препятствий для этого больше нет, сообщила “Ъ FM” руководитель пресс-службы подразделения беспилотных автомобилей «Яндекса» Юлия Швейко: «Сервис доступен в приложении "Яндекс Go". Беспилотные такси можно будет заказывать точно так же, как и обычный автомобиль.
На первом этапе автономные такси будут перемещаться между заранее определенными точками посадки-высадки — в районе Ясенево их будет несколько десятков штук. На данный момент мы собираем заявки от желающих принять участие в тестировании. Мы будем постепенно открывать доступ к этому сервису для таких людей. Это нужно для регулирования спроса, потому что на сегодняшний день мы собрали больше 10 тыс. заявок от жителей Москвы, но в итоге сервис должен стать доступным и публичным для всех».
Как уточняют в «Яндексе», стоимость поездки на беспилотнике будет сопоставима с классическим такси. А за три года к программе планируется подключить до тысячи машин. В сфере беспилотного транспорта в России «Яндекс» можно считать первопроходцем. С подачи IT-гиганта в 2021 году Минэкономразвития подготовило постановление, которое и позволяет теперь возить пассажиров.
Согласно экспериментальному режиму, «Яндекс» должен передавать информацию об испытаниях властям, отчитываться обо всех административных нарушениях и работать под контролем правительства Москвы, что вполне логично, отмечает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин: «"Яндекс" использует абсолютно новый механизм экспериментальных правовых режимов. Простым языком его называют регулятивной песочницей.
Этот закон был принят полтора года назад, но реально вступил в силу только в феврале прошлого года.
"Яндекс" здесь первопроходец, который использует режим "песочницы" именно в сфере транспорта.
Компания-инициатор должна указать в том числе конкретную географию того места, где проводится эксперимент. Это необходимо, потому что государство берет на себя серьезную ответственность».
Как отмечают эксперты, именно регуляторные вопросы самые важные в эксперименте с беспилотным транспортом. Даже инфраструктура играет куда меньшую роль. За прошедшие годы автомобили «Яндекса» в целом доказали, что способны адаптироваться к московским условиям. Тем не менее в салоне такси будет находиться инженер. И только на территории «Сколково» машины будут ездить без водителя.
В целом председатель комитета по вопросам развития транспортного обслуживания Торгово-промышленной палаты Москвы Богдан Коношенко убежден, что такое такси будет куда безопаснее классического:
«Программа никогда не позволит этому автомобилю выехать, например, на встречную полосу, нарушить скоростной режим, что делают люди.
И если эти вещи будут соблюдаться, то все станет намного безопаснее. Насколько я понимаю, эти автомобили ездят по Москве уже несколько лет, они наработали статистику. Это вполне себе реальная вещь. Конечно же, дальше этот процесс должен развиваться, ни в коем случае нельзя останавливаться и ждать».
В ближайшее время конкуренция на рынке беспилотного транспорта будет только расти. На фоне новостей о скором запуске технологичного такси от «Яндекса», в компании SberAutoTech заявили, что также разрабатывают беспилотные автомобили для пассажирских и грузоперевозок. Компания планирует сотрудничать с агрегатором «Ситимобил».