Деревня 2.0
Минсельхоз обновил Стратегию развития сельских территорий
С обновлением Стратегии развития сельских территорий до 2030 года Минсельхоз, по сути, еще и подводит итоги первого этапа реализации этого программного документа в 2015–2020 годах. За этот период удалось существенно сократить отток населения с сельских территорий, что, впрочем, его росту пока не поспособствовало в силу как демографических, так и экономических причин. В частности, сократился уровень занятости селян, а четверть сельского населения получает доходы ниже прожиточного минимума.
Минсельхоз подготовил проект обновленной Стратегии развития сельских территорий до 2030 года. Ее планируется синхронизировать с другими стратегическими документами правительства, а также с нацпроектами. Напомним, стратегия направлена на стабилизацию численности сельского населения и на создание условий ее роста, на повышение занятости на селе и качества жизни. Инструментом реализации является госпрограмма развития сельских территорий на 2020–2025 годы с общим объемом финансирования в 1,2 трлн руб.
Новая стратегия (в сочетании с также корректируемой госпрограммой) фактически подводит итоги первого этапа развития сельских территорий в период 2015–2020 годов.
Как следует из проекта, есть позитивная динамика, но системные проблемы остаются. К началу 2021 года удалось существенно сократить миграционный отток из сел — с 176,8 тыс. человек в 2013 году до всего 3 тыс. человек (это, впрочем, можно отчасти объяснить влиянием пандемии) при плановом значении в 95,4 тыс. человек.
Впрочем, сохранению численности сельского населения это пока не способствует, хоть она и оказалась выше целевых 36,2 млн человек (36,9 млн), но все же продолжает сокращаться (в начале 2014 года она составляла 37,1 млн человек). Это укладывается в цель сохранения к 2030 году не менее 35 млн человек сельского населения, но, как следует из документа, такая ситуация вызывает обеспокоенность у Минсельхоза. Сокращению сельского населения способствует его старение и снижение рождаемости — общие коэффициенты смертности в селах выше, чем в городах, а разрыв в продолжительности жизни составляет 1,5 года. Предлагаемые меры для «преодоления негативных демографических процессов»: поддержка семей с детьми, повышение доступа к услугам дошкольных учреждений, рост доступности и качества медпомощи.
Причины убыли сельского населения не только демографические — они также связаны с недостаточным развитием экономики и инфраструктуры сельских территорий.
Разрыв в обеспеченности социальными и торгово-бытовыми объектами между селами и городами Минсельхоз называет критическим. Наиболее существенное ограничение для развития — недостаточное развитие автодорог местного значения.
Ситуация с уровнем доходов сельского населения, судя по проекту, остается напряженной: если в городах по итогам третьего квартала 2021 года только 6,9% жителей относились к категории населения с доходами ниже прожиточного минимума, то в сельской местности — четверть. Отметим, что в стратегию вводится новый показатель — сокращение уровня бедности до 6,5% к 2030 году. Способствовать этому, по мнению Минсельхоза, должно сокращение числа низкооплачиваемых рабочих мест, диверсификация источников занятости и повышение эффективности механизма социального контракта — «доходы должны расти не только за счет увеличения соцвыплат, но прежде всего за счет роста зарплат и занятости». По этой части есть некоторое ухудшение: уровень занятости сельского населения составил 52,2%, что ниже не только запланированных 62,3%, но и значения 2013 года в 60,2%. Отстает от плана и динамика роста соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств — 67,3% при плановом значении в 70,9%, хотя в целом тренд остается положительным (в 2013 году — 60%).