Разность потенциалов
Какие регионы России лучше других готовят технарей
В российской промышленности уже не первый год наблюдается ярко выраженный дефицит квалифицированных молодых специалистов. В какой степени российские регионы способны осуществлять качественную подготовку технарей? Для ответа на этот вопрос рейтинговое агентство RAEX при поддержке Фонда Андрея Мельниченко составило рейтинг образовательного потенциала регионов в технической сфере.
Была осуществлена сквозная оценка качества технического образования на всех этапах подготовки — от общеобразовательных школ до профильных вузов. В фокусе внимания исследователей находился широкий спектр естественно-математических и инженерно-технических направлений — иными словами, предметные области, имеющие особенно важное значение для научно-технологического развития страны.
В ходе исследования агентство RAEX проанализировало огромный массив информации: в частности, это данные о 60 тыс. выпускников школ, поступивших в лучшие технические вузы, это сведения о результатах нескольких десятков ведущих олимпиад школьников, кроме того, это результаты анкетирования свыше 200 профильных университетов и данные мониторинга вузов Минобрнауки РФ.
В публикуемый рейтинг образовательного потенциала регионов в технической сфере вошли все 85 субъектов федерации. Победителем стала Москва, вторую позицию занял Санкт-Петербург, на третьем месте расположилась Республика Татарстан. В топ-5 рейтинга также вошли Красноярский край и Свердловская область. Позиции с шестой по десятую заняли Новосибирская, Московская, Томская, Тюменская и Самарская области.
Москва и Санкт-Петербург показали наивысшие результаты по большинству критериев рейтинга, измеряющих образовательный потенциал. Университеты двух столиц заметно опережают иные регионы страны по представленности в списках лучших вузов в естественно-математической и инженерно-технической сферах: в них фигурируют сразу 19 вузов Москвы и восемь вузов Санкт-Петербурга, что ощутимо больше, чем в идущем следом Татарстане — в рейтинги вошли четыре вуза республики.
Татарстан, занявший третье место в рейтинге регионов, входит в топ-10 наиболее высоко оцененных регионов России по семи из восьми используемых в рейтинге критериев. Исключение — показатель «Поступление выпускников школ региона в ведущие вузы естественно-математического и инженерного профиля в пересчете на численность населения региона». Лидерами по этому параметру являются Тюменская область и Красноярский край, третье место поделили Томская область и Москва.
Санкт-Петербург по данному показателю не вошел и в топ-10, то есть жители города на Неве реже становятся студентами-технарями ведущих вузов, чем, например, жители Екатеринбурга, Кемерово и Перми. При этом, несмотря на скромные масштабы выпуска сильных абитуриентов, по количеству студентов Санкт-Петербург занимает второе место в стране (численность обучающихся на естественно-научных и инженерно-технических направлениях составляет 103 тыс. человек; в Москве — 192 тыс. человек; результаты всех других регионов ниже 40 тыс. человек). А по удельному количеству студентов-технарей Санкт-Петербург опережает даже Москву (1,9 тыс. человек против 1,5 тыс. человек на 100 тыс. населения). Расхождение между результатами школ и вузов Северной столицы объясняется просто: Санкт-Петербург очень привлекателен для иногородних абитуриентов, в вузы Северной столицы поступает огромный процент выпускников школ других регионов (доля иногородних студентов в ведущих университетах города на Неве на 65–70% выше среднероссийского показателя). К слову, наивысшее в стране удельное количество студентов-технарей (2 тыс. на 100 тыс. населения) зафиксировано в Томской области, негласно именуемой «студенческой столицей России».
Результаты рейтинга показали высокую корреляцию с присутствием в регионе сразу нескольких ведущих университетов. Большинство участников топ-10 рейтинга регионов представлены в рейтинге 100 лучших вузов России RAEX как минимум тремя вузами: помимо Москвы и Санкт-Петербурга это Томская область, Московская область, Татарстан, Самарская область и Тюменская область. Всего три участника топ-10 рейтинга представлены в RAEX-100 одним или двумя вузами — это Красноярский край, Свердловская и Новосибирская области. Из них наиболее высоко расположился в рейтинге регионов Красноярский край — четвертое место в итоговом списке. Главным образом это объясняется высокими результатами школьников по естественно-научным и инженерным направлениям: по выступлению на олимпиадах молодежь Красноярского края занимает четвертое место в стране, а по успешности поступления абитуриентов в ведущие вузы страны в расчете на 100 тыс. населения — второе.
Рейтинг образовательного потенциала регионов в технической сфере
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX.
Как составлялся рейтинг
Оценка образовательного потенциала российских регионов велась по двум областям. Первая сфера — это математические и естественные науки (физика, химия, биология, фундаментальные науки о Земле и др.), вторая — широкий спектр инженерных направлений (энергетика, строительство, авиастроение, робототехника, легкая промышленность и др.). На место регионов в рейтинге влияли результаты деятельности вузов, а также школ, готовящих абитуриентов для лучших вузов естественно-математического и инженерно-технического профилей.
Система критериев рейтинга содержит восемь показателей, часть из которых отражает масштаб деятельности и рассчитывается в абсолютных цифрах, а другая часть — в удельном выражении, для оценки эффективности результаты вузов и школ приводятся к численности населения субъекта федерации.
При оценке школ учитывались победы и призовые места учащихся региона на ведущих олимпиадах школьников по информатике, математике, физике и химии; наличие в регионе сильных школ, готовящих абитуриентов для лучших вузов страны технического направления; успешность поступления выпускников школ региона в ведущие вузы естественно-математического и инженерного профиля.
В исследовании также учитывались позиции университетов региона в рейтингах вузов RAEX по естественно-математическому и инженерно-техническому направлениям; масштаб реализации в регионе программ высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профильным направлениям; количество мест в вузах региона по анализируемым направлениям в расчете на численность населения региона.