Социально-магнитный резонанс
«Магнит» заявил о добровольном ограничении максимальной наценки на социально значимые товары
Ряд российских ритейлеров, включая краснодарский «Магнит», заявили о том, что планируют установить добровольное ограничение наценки на определенный перечень социально значимых товаров. Соответствующие письма направлены в Федеральную антимонопольную службу России. Эксперты отмечают, что ритейлеры, возможно, сыграли на опережение, чтобы избежать большего регулирования цен и ужесточения мониторинга со стороны государства.
ПАО «Магнит» направило в Федеральную антимонопольную службу России письмо, в котором сообщило о том, что добровольно берет на себя обязательство ограничить наценку на ряд социально значимых товаров десятью процентами. Подобные обращения также поступили от X5 Group и «Бристоль».
«"Магнит" рассматривает добровольное ограничение наценки как механизм смягчения инфляционного давления на доходы населения. Предложение разработано по итогам ряда совещаний с ФАС России, в ходе которых ведомство предложило проработать дополнительные механизмы ответственного ценообразования, направленные на добровольное ограничение размера наценок на социально значимые продовольственные товары»,— рассказали в пресс-службе «Магнита».
Предполагается, что ограничение коснется около 200 товарных позиций из 25 категорий, составляющих базовую продовольственную корзину российского покупателя. В их числе вермишель, овощи борщевого набора, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневая крупа и др. Доля товаров, которые подпадут под добровольное ограничение наценки, может составить 30–40% от оборота социально значимых товаров в «Магните» в денежном выражении. Также сообщается, что после согласования с ФАС добровольное ограничение будет установлено до конца 2022 года.
На вопрос «Ъ-Кубань» о том, каковы сегодня средние наценки на данные категории товаров, в «Магните» затруднились ответить, сообщив, что ситуацию в России с ценами на продукты первой необходимости отражает заявление представителя Минпромторга РФ Виктора Евтухова. В нем он сообщил, что «в целом средняя наценка на товары в торговых сетях в ушедшем году составляла не более 15–16%. При этом на социально значимые и так называемые «якорные» товары часто устанавливаются нулевые и даже отрицательные торговые наценки».
Значительный рост цен на продукты на Кубани, как и в целом по России, отмечался на протяжении всего прошлого года. По данным Центробанка России, в ноябре 2021 года базовая инфляция в Краснодарском крае составила 8,97%, при этом продовольственные товары в сравнении с ноябрем 2020 года подорожали на 12,76%. Сильнее всего прибавили в цене яйца (рост 30,58%), плодоовощная продукция, включая картофель (25,49%), и мясопродукты (17,22%). Меньше всего выросли цены на на алкоголь (2,27%) и чай, кофе, какао (4,7%).
По мнению управляющего партнера Экспертной группы Veta Ильи Жарского, согласно постановлению правительства РФ №530, средняя наценка на 24 социально значимых товара (в эту категорию входит в основном бакалейная продукция) и так не должна комплексно превышать 10%. «В связи с обгоняющей официальную статистику инфляцией превышение этого минимального показателя в прошлом году стало доходить до 15% и выше, что собственно и взбудоражило правительство и подтолкнуло на введение дополнительных соглашений по временному регулированию цен»,— рассказал эксперт, уточнив, что едва ли предлагаемые сетями ограничения окажут существенное влияние на стоимость продуктов первой необходимости.
Руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников отмечает, что из-за роста цен на продукты в обществе растет социальная напряженность, поэтому государство на постоянной основе мониторит цены и даже штрафует отдельные сети. «Заявление ряда ритейлеров об установлении добровольного ограничения наценки на определенный перечень социально значимых товаров — это игра на опережение еще большего регулирования и жесткого мониторинга цен»,— считает господин Верников.
По его мнению, в среднем наценка на продуктовые товары в сетях составляет до 40%, по социально значимым — около 15%. При этом некоторые товары продаются ниже отпускной цены поставщиков.
Илья Жарский указывает на то, что социально значимая продукция для сетей является неким якорем для покупателей, соответственно, ритейлеры и так держат наценки на нее на низком уровне. Оценить финансовые потери «Магнита» при введении добровольных ограничений оба эксперта затруднились. «Ритейлер частично переложит убытки на товары с высокой маржой. Хотя полностью это сделать не удастся, так как оборот хлеба, молока, гречневой крупы и других подобных товаров очень большой»,— пояснил Андрей Верников.
С ним согласен Илья Жарский. «Сеть вполне может закладывать в цену не регулируемой государством продукции издержки, связанные с необходимостью сдерживать цены на социально значимые продукты»,— пояснил он.
Все важнейшие новости Кубани, Крыма и Адыгеи читайте в нашем Telegram-канале