На ближнем приводе сошли
Краевые власти передумали покупать аэропорт в Березниках
Бизнесмену Александру Флегинскому придется искать нового покупателя имущественного комплекса бывшего аэропорта Березники. Краевые власти, с которыми он предварительно договорился о приобретении объекта за 78 млн руб., решили не заключать сделку. В минтрансе региона это решение объясняют высокими затратами на восстановление объекта и прогнозируемым низким пассажиропотоком. Господин Флегинский намерен продать объект на открытых торгах. По мнению экспертов, для региона эта сделка осталась бы экономически убыточной, но они призывают сохранить в рабочем состоянии ВПП аэродрома. Собеседники в отрасли отмечают, что теоретически инвестировать в объект могли бы местные крупные предприятия, но лишь для его использования бизнес-авиацией.
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин внес в законодательное собрание проект изменений в перечень объектов капитального строительства общественной инфраструктуры Пермского края. Среди прочего депутатам предлагается исключить из него пункт о приобретении имущественного комплекса аэропорта Березники (управляется одноименным ООО). В качестве причины указывается отказ «отраслевого заказчика от реализации проекта».
В министерстве транспорта Пермского края такое предложение объяснили экономическими мотивами. В минтрансе напомнили, что изначально аэропорт был закрыт из-за низкого пассажиропотока и убыточности перевозок. При оценке целесообразности приобретения объекта специалисты оценивали его потенциальный пассажиропоток «на текущий момент». Сравнивались также временные и финансовые затраты при полетах по маршруту Пермь — Березники и при поездках по нему другими видами транспорта. «С учетом прохождения предполетной регистрации, самого полета, посадки и времени до нужной пассажиру точки Б в городе время в пути составило бы два часа. На автомобиле по этому же маршруту — 2,5–3 часа»,— пояснили в министерстве.
В ведомстве отметили также, что для восстановления объекта потребуются серьезные инвестиции. Поэтому с учетом высоких финансовых затрат, низкого пассажиропотока и возможностей наземного транспорта выкупать его нецелесообразно. «Кроме того, в прошлом году из аэропорта Перми выполнялись рейсы по 45 направлениям. Дублировать даже часть из них из Березников также нецелесообразно»,— считают в минтрансе.
Регулярные рейсы из аэропорта Березники не выполняются с 2001 года. После этого объект был исключен из федерального реестра гражданской авиации. Ранее асфальтобетонная полоса длиной 1,5 тыс. м могла принимать воздушные суда весом до 30 тонн. Александр Флегинский приобрел имущественный комплекс аэропорта в 2008 году. Сейчас в его состав входят 21 сооружение и два земельных участка площадью 113 и 19 га. ВПП используется в качестве посадочной площадки для малой авиации.
Переговоры о приобретении имущественного комплекса бывшего аэропорта велись с 2018 года. В марте 2019-го депутаты заксобрания проголосовали за выделение из краевого бюджета на эти цели 78 млн руб. При принятии этого решения вопрос о возобновлении пассажиропотока детально не обсуждался. Власти планировали использовать объект в качестве площадки для авиалесоохраны и санитарной авиации. В 2020 году депутаты приняли решение перенести финансирование этой сделки до лучших времен в связи с падением доходов краевого бюджета.
Официальный представитель Александра Флегинского Станислав Мухутдинов решению властей не удивился, отметив, что они долгое время не могли принять решение о заключении сделки. «Нет так нет, будем продавать на открытых торгах, желающие найдутся»,— сказал он.
Генеральный директор Gelix Airlines Вадим Балдин считает решение краевых властей об отказе выкупа имущества аэропорта Березников правильным. «Как аэропорт этот объект не эксплуатировался очень давно. Сейчас он в таком состоянии, что сделать его действующим будет стоить в десятки раз дороже, чем выкупить,— убежден эксперт.— Вероятность того, что объем пассажирских авиаперевозок позволит окупить затраты на его приобретение, восстановление и содержание, является нулевой. Сеть автодорог на плече Пермь — Березники развита хорошо, поэтому регулярные пассажирские авиаперевозки на этом направлении не нужны».
По мнению господина Балдина, без березниковского аэропорта может обойтись и санитарная авиация, так как в случае необходимости вертолет может сесть на неподготовленную площадку ближе к местонахождению пациента. «Но было бы здорово сохранить там взлетно-посадочную полосу, чтобы авиация могла ее использовать в качестве резервной в случае какой-то чрезвычайной ситуации»,— говорит Вадим Балдин.
Источник в авиационной сфере полагает, что частными инвесторами могут выступить крупные предприятия Соликамска и Березников. «Если не вдаваться в коммерческую составляющую, то это может быть проект, связанный с бизнес-авиацией, завести туда „обычных“ перевозчиков удастся только при условии мощного субсидирования, на которое никто не пойдет»,— считает он.