«Нет никакого поражения в том, чтобы объявить: НАТО не планирует приглашать Украину»
Зарубежные СМИ о переговорах России с США и альянсом
На этой неделе в Женеве и Брюсселе состоялись переговоры на уровне Россия—США и Россия—НАТО. Ни о чем конкретном сторонам договориться не удалось, США и НАТО категорически отказались обсуждать два из трех ключевых российских требований. Как западные СМИ оценивают ход переговоров — читайте в подборке «Ъ».
The Wall Street Journal (Нью-Йорк, США)
По словам западных дипломатов, российская позиция в переговорах остается неясной. Американские представители заявляют, что их предложения по военным и другим вопросам безопасности в рамках ОБСЕ являются частью очевидного выбора, который предлагается российскому президенту Владимиру Путину: с одной стороны, новая российская интервенция против Украины вызовет беспрецедентные санкции со стороны Запада. С другой стороны, двусторонние переговоры между Вашингтоном и Москвой, обсуждения в НАТО и консультации в ОБСЕ в совокупности дают возможность найти выходы из кризиса.
Дипломаты отмечают, что Москва опасается быть втянутой в длительные переговоры в рамках ОБСЕ, которые могут завести в тупик. В то же время Москва не готова отвергать переговоры в принципе, по крайней мере сейчас.
The New York Times (Нью-Йорк, США)
На фоне сосредоточения российских войск у границ Украины американские и российские дипломаты после интенсивного раунда переговоров дали понять, что, хотя обе стороны готовы к дальнейшим переговорам, они остаются еще очень далеко от соглашения, которое бы учитывало обеспокоенности обеих сторон в отношении безопасности. Обе стороны заметно умерили любые ожидания по поводу дипломатического прорыва.
Переговоры, которые проходят в Европе на этой неделе, связаны с требованиями «гарантий безопасности» от западных держав, в отношении которых Кремль в прошлом году предпринял значительное дипломатическое наступление. В декабре Россия опубликовала предложения по двум соглашениям с США и НАТО, в рамках которых подразумевается сворачивание западной военной активности на Украине и в остальной Восточной Европе, что по сути восстановило бы российское влияние в том, что было частями Советского Союза.
Newsweek (Нью-Йорк, США)
Президент России Владимир Путин требует, чтобы НАТО остановило планы принятия Украины в альянс. Он также призывает НАТО сократить присутствие в странах, граничащих с Россией, таких как Эстония, и воздерживаться от размещения дополнительных военных сил и вооружений в Европе.
Путин, конечно, считает, что его условия просты. Но его требование об остановке принятия новых членов в НАТО может подорвать возможные договоренности. Статья в Североатлантическом договоре, подписанном в 1949 году НАТО, разрешает альянсу приглашать любую европейскую страну, которая пожелает вступить в него, может способствовать укреплению безопасности в Североатлантическом регионе и выполнять другие обязательства членов альянса.
И члены НАТО не хотят отказываться от этого протокола.
Financial Times (Лондон, Великобритания)
Североатлантический альянс не может и не должен позволять России говорить, как ему поступать. Но провокационная риторика Москвы не должна отвлекать от того факта, что НАТО не готово предложить членство Украине.
Если это может предотвратить войну, почему бы не найти какой-то способ громко заявить о том, о чем любой натовский чиновник готов говорить за закрытыми дверями: что членство Украины в НАТО не рассматривается?
Некоторые выступают против этого, поскольку такой шаг нарушит принцип государства «права свободно выбирать то, что необходимо для его обороны». Но даже если бы Россия не накапливала бы огромные силы на границе с Украиной, со стороны НАТО лицемерно настаивать на этом принципе, оставаясь неготовым предоставить Киеву то, что тот выбрал. Продолжение этого никак не помогает Украине и может сделать ситуацию еще хуже… Нет никакого поражения в том, чтобы объявить, что НАТО не планирует делать что-то, что оно и в любом случае не планирует делать. Если признание этой реальности поможет избежать конфликта, который может уничтожить Украину и дестабилизировать Европу, то это кажется не слишком дорогой ценой.
Frankfurter Allgemeine Zeitung (Франкфурт, Германия)
Хронологическая последовательность встреч, на которых Россия и Запад на этой неделе обсуждали переориентацию своих отношений, очень наглядно отражает степень важности каждой из этих встреч. В самом начале была встреча Москвы и Вашингтона в понедельник в Женеве. Это именно те отношения, которые и находятся в центре всего этого. Путин хочет выгнать Америку (и ее оружие) из своей стратегической прихожей. Европейцы впервые выступили на сцену в среду на встрече с НАТО и во второй раз в четверг в ОБСЕ, но они лишь вспомогательные силы в большой игре. Это вызвало некоторое раздражение в европейских столицах, особенно в столице ЕС Брюсселе, но это неизбежное следствие соотношения сил в Европе в военном отношении. Европейцы после Холодной войны так и не приобрели достаточно вооружения, чтобы стать на своем собственном континенте акторами, которых будут принимать всерьез…
Эмиссары Путина публично ведут себя так, как будто Запад должен подписать акт о капитуляции. Это может соответствовать приказам их хозяина и потребностям местной (российской.— «Ъ») прессы, но в этом случае это бесперспективно… Путин заявляет о своих имперских претензиях так бесцеремонно, как будто мы все еще живем в XIX или XX веке. Он недостаточно силен, чтобы настоять на этом, но его предыдущие попытки нанесли большой урон, и не только в Европе. Путин застал Запад врасплох, как часто делал и раньше.
Sueddeutsche Zeitung (Мюнхен, Германия)
То, что Москва не исключает дальнейшие переговоры, уже считается успехом… Сам факт встречи (представителей России и НАТО.— «Ъ»)… после двух с половиной лет уже считается небольшой сенсацией, учитывая ужасные отношения между Россией и альянсом… Что будет дальше? НАТО будет следить за перемещениями российских войск и готовиться на тот случай, если дипломатия потерпит неудачу… Дойдет ли до этого, зависит от одного человека: будет ли Путин и дальше угрожать?
The Guardian (Лондон, Великобритания)
Европейские лидеры предупредили о «масштабных последствиях» в ответ на любую военную агрессию в отношении Украины. Какие именно будут последствия — строго охраняемая тайна, поскольку руководство ЕС считает, что если сообщить эти детали, у Путина будет преимущество и он сможет подготовить ответ. Даже высокопоставленные дипломаты говорят, что ничего не знают о том, что именно подготовила Еврокомиссия. Тем не менее появился обширный список возможных вариантов, включая финансовые, технологические санкции и в отношении отдельных лиц…
Дипломатические источники отмечают, что полномасштабное вторжение сплотит ЕС и подвигнет его к решительным действиям, в то время как продолжающаяся кампания гибридных атак, дезинформации со стороны России и поддержки марионеточных сил в Донбассе делает принятие решения более сложным. Европейские страны больше торгуют с Россией, и они потеряют больше, чем США, так что продумывание Европой санкций — более сложный процесс.
Global Times (Пекин, КНР)
Решение украинской проблемы, как его видит нынешнее руководство в Вашингтоне,— использовать НАТО для наступления на Россию. Это значительно отличается от европейского подхода, который делает ставку на дипломатические переговоры и взаимные интересы. Поэтому ситуация на Украине будет быстро меняться в сторону военной конфронтации…
США и НАТО считают Украину партнером, но не предоставляют ей членство в НАТО. Так они хотят взять верх в игре с Россией. Они могут не только накалять ситуацию в регионе, предоставляя Украине военное оборудование и проводя совместные учения, но также использовать слова «Украина не член НАТО» в качестве оправдания, чтобы избежать открытой конфронтации с Россией.
Но Россия уже видела такие фокусы в исполнении США и НАТО. Поэтому Москва заставляет НАТО прояснить его взаимоотношения с Украиной на фоне эскалации военной конфронтации, чтобы избежать стратегических издержек. Если НАТО не сможет остановить этот раунд стратегических и дипломатических контрнаступлений со стороны России, тогда лопнут все «достижения», полученные альянсом от того, что он теснит Россию и на Востоке, и на Западе…