Москва не сразу строила
НАТО оставили еще пару шансов на исправление
В четверг, 13 января, завершился дипломатический марафон, в ходе которого Россия и Запад в разных форматах обсуждали запрашиваемые Москвой гарантии безопасности. Заявленных ключевых целей Россия не добилась: США и их европейские союзники не готовы отказаться от права НАТО на расширение и не намерены отводить контингенты и инфраструктуру на позиции 1997 года. России предложено начать диалог о контроле над вооружениями, по избежанию инцидентов и укреплению доверия, но она считает, что этого мало. Москва запросила у США и НАТО письменный ответ на свои предложения и надеется получить его на следующей неделе.
В четверг состоялся третий этап обсуждения российской инициативы по гарантиям безопасности, на сей раз требования и предложения Москвы рассматривали на площадке ОБСЕ в Вене. Напомним, первый раунд переговоров прошел 9–10 января в Женеве на двустороннем российско-американском уровне. Вторым этапом стало состоявшееся 12 января в Брюсселе заседание Совета Россия—НАТО.
Постоянный представитель РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич в ходе своего выступления назвал ситуацию в области европейской безопасности «абсолютно нетерпимой».
По его словам, форсируемая США и НАТО дестабилизация военно-политической обстановки достигла предела, «после которого на континенте может возникнуть кризис с непредсказуемыми для евробезопасности последствиями». «Все это неприемлемо усиливает риски для безопасности России. И мы вынуждены реагировать»,— отметил он. Именно поэтому, как следует из пояснений Александра Лукашевича, Россия в декабре выступила с требованием о «незамедлительном» предоставлении со стороны США и НАТО юридически обязывающих гарантий нерасширения альянса, отводе сил и средств на рубежи 1997 года, а также отказе от размещения вблизи российских границ ударных систем вооружений. «Если мы не услышим конструктивного ответа на внесенные предложения в разумные сроки, а агрессивная линия поведения в отношении России продолжится, будем вынуждены сделать соответствующие выводы и принять все необходимые меры для обеспечения стратегического баланса и устранения неприемлемых угроз нашей национальной безопасности»,— предупредил российский дипломат.
Через несколько часов он на итоговом брифинге для журналистов констатировал: реакция западных стран на российские предложения его разочаровала. «Мы ожидали предметных, всесторонних обсуждений»,— сказал Александр Лукашевич. Вместо этого российская делегация, продолжил он, услышала обвинения в «агрессивном поведении, особенно в контексте украинских событий». Тем не менее Россия, по его словам, от дипломатии не отказывается, а наоборот, намерена «нарастить усилия».
Ваш браузер не поддерживает видео
Между тем по итогам обсуждения российской инициативы по гарантиям безопасности в трех форматах не совсем понятно, на что еще рассчитывает Москва. На всех треках США и их союзники дали России четкий ответ: два из трех ее ключевых требований для них категорически неприемлемы и они даже не будут их обсуждать. Речь идет о гарантиях нерасширения НАТО и отводе сил в Восточной Европе на позиции 1997 года.
Особо жесткий отпор вызвало у западных стран первое требование. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил в интервью телеканалу MSNBC, что «речь идет о базовых принципах, от которых зависят всеобщий мир и безопасность».
«Такие принципы, как то, что одна страна не может менять границы другой силовым путем, не может навязывать соседнему государству и его народу свою волю относительно внешнеполитического курса, относительно того, с кем вступать в союз,— пояснил он.— Страна не может просто заявить о том, что она намерена установить зону влияния, не может подчинять соседей своей воле, это стало бы шагом в прошлое столетие». По его словам, «если оставить это безнаказанным, это подорвет всю международную систему». «Другие страны сделают выводы. Они будут действовать так же»,— объявил госсекретарь.
На компромисс США и страны Североатлантического альянса готовы, судя по всему, лишь по контролю над вооружениями. Речь идет, в частности, о возможном отказе от размещения в Европе ряда угрожающих России ударных вооружений, включая ракеты средней и меньшей дальности. Кроме того, Вашингтон и его союзники предлагают Москве начать диалог по предотвращению опасных военных инцидентов и укреплению доверия (подробнее см. “Ъ” от 13 января).
В четверг глава МИД РФ Сергей Лавров в эфире программы «Большая игра» на «Первом канале» объявил: эти предложения полезны, но в отрыве от главного требования — о нерасширении НАТО на Восток — едва ли будут иметь для России существенное значение. Об этом же в интервью телеканалу RTVI сказал его заместитель Сергей Рябков: «По ключевым элементам этих текстов (проектов договоров, переданных США и НАТО российской стороной в декабре.— “Ъ”) США и их союзники фактически говорят нам "нет". А там, где они говорят "да, давайте дальше обсуждать", мы в свою очередь отмечаем, что при всей важности и серьезности этих сюжетов они вторичны по отношению к нерасширению НАТО».
Однако, несмотря на тупик в переговорах, в Москве, судя по всему, еще не готовы заявить о провале дипломатии и переходе к обещанным альтернативным сценариям.
Сергей Лавров рассказал, что в Женеве и Брюсселе западные переговорщики обещали положить на бумагу свои контрпредложения Москве. «Американцы нам обещали постараться сделать свои встречные предложения на следующей неделе. Мы им сказали, что стараться нужно очень сильно»,— сказал он.
«Нам нужна реакция с той стороны, не в форме просто комментариев и устных заявлений, а нечто более привычное для дипломатов: какие-то тексты, какие-то комментарии, положенные на бумагу. Если коллеги пойдут в этом направлении, я думаю, это поможет решению у нас в пользу продолжения формализованного диалога»,— отметил и Сергей Рябков.
О готовности к новой серии переговоров с Россией по вопросу о европейской безопасности ранее заявили и американцы, и представители НАТО. Постпред США при ОБСЕ Майкл Карпентер объявил о том, что и на этой площадке может быть запущен диалог по безопасности в Европе.
При этом Вашингтон пригрозил Москве «колоссальными последствиями», если она откажется от диалога и постарается добиться своих целей силовыми средствами.
Москва, однако, пока однозначного согласия на продолжение консультаций в рамках всех этих форматов не дала. Александр Лукашевич пояснил, что Владимиру Путину представят комплексный доклад по итогам состоявшихся на этой неделе переговоров, после чего президент определит дальнейшие шаги. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сказал агентству ТАСС, что «ситуация в целом ясна», но «предстоит еще дождаться обещанных письменных формулировок оппонентов». По его словам, Москва инициировала переговоры, «чтобы получить конкретные ответы на конкретно поставленные принципиальные вопросы». «И по этим принципиальным вопросам зафиксированы разногласия. Это плохо»,— резюмировал Дмитрий Песков.
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Федор Лукьянов считает, что «дипломатический тупик в данной ситуации неудивителен». «Речь ведь не о технических деталях, а о фундаментальных принципах, на которых должна строиться европейская безопасность. Таких, которые всегда в истории устанавливались по результатам войн, в зависимости от расстановки сил между победителями и побежденными,— отметил эксперт в беседе с “Ъ”.— Даже нынешняя система возникла по этой схеме, хотя предшествовавшая война осталась в рамках холодной, но и она имела выигравших и проигравших».
Сейчас, по словам эксперта, предпринимается попытка добиться пересмотра модели регионального устройства без прямого столкновения.
«От этого масштаб искомой перемены меньше не становится. Поэтому неизбежна очень интенсивная возгонка напряжения и, вероятнее всего, не только словесного, но и показательно-силового, демонстрация готовности к самым резким и решительным действиям по защите собственных интересов. И чем убедительнее это будет выглядеть, тем вероятнее затем достижение компромисса и разрядки напряженности,— убежден Федор Лукьянов.— Блеф на грани фола — вещь опасная, но, к сожалению, трудно надеяться, что вопросы такого калибра могут решиться в рамках полюбовных договоренностей за уютным круглым столом».