Принца Эндрю спустили на землю
Почему Елизавета II лишила сына королевского патронажа
Британский принц Эндрю лишен всех воинских званий и королевского патронажа. Любимый сын Елизаветы II, как его называют в прессе, оказался в центре секс-скандала. В США против него подан иск об изнасиловании несовершеннолетней. Решения суда пока нет, но Букингемский дворец уже заявил, что защищать свою честь Эндрю будет как частное лицо. Что известно об этом деле? И чем знаменит сам принц? Расскажет Иван Якунин.
К герцогу Йоркскому больше не нужно обращаться «его королевское высочество». Теперь он просто Эндрю Альберт Кристиан Эдвард. Принцем называть его можно, поскольку этот титул считается неформальным, однако, как пишет BBC, больше Эндрю известен как принц вечеринок из-за большого количества утекших в сеть фотографий, на которых тот танцует в окружении девушек. Одной из них в 2001 году была Вирджиния Джуффре, которая спустя 20 лет прервала молчание и пошла в суд Нью-Йорка с иском о сексуальном насилии. Букингемский дворец отреагировал оперативно, рассказал корреспондент “Ъ FM” в Лондоне Андрей Остальский:
«В советские времена было такое странное положение: коммунистов не судят. Так, если любой член КПСС оказывался на скамье подсудимых, он автоматически исключался из рядов партии. Это перекликается с правилами английской королевской семьи. Он лишается титула "его королевское высочество". Теоретически какие-то титулы ему могут потом вернуть. Но дело в том, что проблемы копились давно. С мая 2020 года он вообще уже ничего не делает, никаких ленточек не разрезает, речей не произносит, руки не пожимает. Все это тянется уже как минимум 10 лет».
А все началось со знакомства принца Эндрю с финансистом Джеффри Эпштейном. Именно он, по версии истца, свел члена королевской семьи с Джуффре. Она утверждает, что была одной из жертв секс-преступлений, которые организовывал финансист.
Эндрю же в последних интервью уверяет, что дружил с Эпштейном не из-за вечеринок, а потому что представлял Великобританию в разных бизнес-объединениях, и это было важным деловым знакомством. И вообще, ничто не выдавало в Эпштейне преступника. Правда, в сети есть их совместные фотографии, сделанные в 2010 году, когда финансист уже был признан виновным в организации проституции и отсидел первый срок. Вот как бывший герцог это объяснил:
«Как только все случилось, и общественность узнала, что я его навестил, я спросил себя, что я сделал и зачем, было ли это правильным решением. В общем-то, я поехал к Эпштейну с твердым намерением сказать, что из-за приговора для меня будет недопустимо, чтобы нас видели вместе. Многие отговаривали, кто-то поддерживал, но я принял такое решение, посчитав, что, раз нам предстоит такой серьезный разговор, провести его по телефону будет трусостью. Я должен был поехать и сам сообщить ему об этом».
О риске судебного преследования было известно давно, но адвокаты Эндрю пытались свести его на нет. Сначала они утверждали, что насилия не было, потом — что принц вообще не помнит никакую Вирджинию Джуффре, а главным доводом было то, что в 2009 году она уже получила отступные от Эпштейна и судиться с Эндрю не имела права. Суд аргументы не принял. Сейчас речь идет о гражданском иске, но уголовное преследование также не исключено, говорит профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Владимир Лафитский:
«Будут тянуться шлейфы разных обвинений. Уже есть установление каких-то свидетельств совершения преступлений. И вот тут за что-то зацепятся. То есть жернова правосудия уже стали проворачиваться и набирают скорость. Безусловно, есть риск привлечения к уголовной ответственности и реального срока лишения свободы. Это те преступления, которые в общественном сознании воспринимаются как абсолютно недопустимые. Процесс, конечно, будет очень громким».
Первые слушания запланированы на осень, и в них предполагается участие самого принца. Решится ли он на это? Экстрадировать его в США в рамках гражданского иска нельзя. Неявка негативно скажется на его шансах, а появление позволит говорить о первом за 20 лет Виндзоре на скамье подсудимых. Прежде это была принцесса Анна, но ее обвиняли лишь в агрессивном поведении собак.