«Три фигуры» увидели мир
Какое наказание грозит злоумышленникам за порчу картины Анны Лепорской
Неизвестные подрисовали глаза фигурам на картине ученицы Казимира Малевича. Как стало известно The Art News Paper, инцидент произошел в «Ельцин-центре» в Екатеринбурге. Полотно «Три фигуры» Анны Лепорской 30-х годов, на котором изображены абстрактные лица, находилось в музее на выставке с ноября. То, что у двух фигур появились глаза, нарисованные черной ручкой, в декабре заметили две посетительницы. The Art News Paper сообщает, что руководство «Ельцин-центра» обратилось в полицию только спустя две недели. Причем в МВД Екатеринбурга решили не возбуждать уголовное дело. В ведомстве не увидели состава преступления и посчитали, что «картина своих свойств не утратила».
Фото: Президентский Центр Б.Н. Ельцина
Замедленная реакция арт-площадки и результаты экспертизы вызывают вопросы, считает арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич: «Как видно по последним резонансным делам, к сожалению, от такого никто не застрахован, поскольку смотрители не могут за всем уследить и стоять около каждой картины. Камеры тоже не всегда срабатывают, хотя это довольно странно применительно к "Ельцин-центру", потому что это заведение оборудовано по последнему слову техники и открыто совсем недавно. Как с этим бороться? Увеличивать число видеокамер.
Отсекать людей от картин тоже невозможно, потому что к ней надо стоять близко, чтобы все рассмотреть. Такие события — не редкость. Но обычно этим занимаются профессиональные художники современного искусства. Вспомните историю 30-летней давности, когда отечественный художник Александр Бренер нарисовал на картине Малевича в музее Стеделейк в Амстердаме зеленой краской знак доллара, давая тем самым понять, что все искусство продажно. Его тогда, кстати, осудили чуть ли не на пять-шесть месяцев. У нас не припомню, чтобы человек решил поучаствовать в таких акциях в данном случае с картиной Анны Лепорской, классика авангарда.
Наверное, мы выходим на какой-то новый уровень. Конечно, вторжение в работу классика современного искусства — это вандализм. Да, все эти нарисованные вещи можно смыть с картины, но все равно, если дать возможность каждому участвовать в художественном процессе, это зайдет довольно далеко. В случае с Бэнкси двухлетней давности, когда его работу то ли он сам, то ли еще кто-то испортил, она сразу выросла в цене в десять раз. Вандализм чистой воды: человек купил картинку, она была выставлена на всеобщее обозрение, вдруг неожиданно включился шредер».
Как отмечает The Art News Paper, чернила немного проникли в слой краски, так как полотно не было покрыто защитным лаком. Картина Лепорской — из фонда Третьяковской галереи. Там оценили реставрацию в 250 тыс. руб. Поскольку полотно было застраховано почти на 75 млн руб., то за восстановление заплатит страховая компания. В январе Министерство культуры обратилось в Генпрокуратуру с просьбой переквалифицировать дело по статье вандализм. Тогда виновнику может грозить максимально до трех лет тюрьмы, пояснила адвокат коллегии Pen & Paper Александра Харина:
«Правоохранительные органы изначально пошли не по совсем верному пути и рассматривают данный инцидент с картиной как обычное преступление против собственности — ст. 167. Тут же преступление явно против общественного порядка, то есть человек в музее портит картину. Кроме того, есть все признаки другого состава преступления — это ст. 214 (вандализм). Текущее решение об отказе в возбуждении дела неокончательное и принято явно преждевременно.
И сейчас, как по заявлению Министерства культуры, так и просто в рамках прокурорского реагирования, оно будет отменено, если инцидент еще раз будет рассмотрен на предмет признаков именно такого состава, как вандализм. Министерство культуры говорит о ст. 243. (уничтожение, повреждение объектов культурного наследия) — это второй возможный вариант. Тут нужно точно определить, входит ли данная картина ученицы Малевича в определенный реестр объектов культурного наследия.
Лицо, которое испортило картину, будет установлено и привлечено к ответственности как раз по 243 ст. Максимальная санкция — лишение свободы на срок до трех лет.
У Третьяковки есть право обратиться с самостоятельным заявлением о преступлении. После возбуждения уголовного дела будет решен вопрос о том, кто является надлежащим потерпевшим. И, скорее всего, это будет собственник картины, а "Ельцин-центр", его администрация и сотрудники будут выступать по данному уголовному делу свидетелями».
Два года назад из Третьяковской галерее похитили картину «Ай-Петри» Архипа Куинджи. Тогда Замоскворецкий суд Москвы приговорил злоумышленника к трем годам заключения — им оказался россиянин Денис Чуприков. Сам мужчина объяснил свой поступок тем, что хотел привлечь к себе внимание.
Фотогалерея
Самые крупные ограбления в истории живописи
В 1910 году директор Лувра Теофиль Омоль заявил, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. Но в следующем году картина была украдена. 60 лучших сыщиков парижской полиции не нашли ничего, кроме отпечатка пальца человека, не значащегося ни в каких картотеках
Фото: Leonardo da Vinci / The Louvre
Картина была найдена в 1913 году, когда похититель, итальянец Винченцо Перруджио (на фото), попытался продать ее торговцу антиквариатом. Перруджио утверждал, что хотел вернуть полотно Италии — в виде компенсации за мародерство Наполеона. Преступление работавший в Лувре маляром Перруджио совершил, воспользовавшись случаем: увидев, что в зале, где висит картина, никого нет, он снял ее, затем избавился от рамы и вынес полотно из музея, спрятав под заляпанный краской халат
Фото: Wikimedia
Налет на бостонский Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, совершенный 18 марта 1990 года, называют крупнейшей по масштабам похищенного кражей картин в XX веке. Утром в музей вошли двое людей в полицейской форме и сообщили охране, что им необходимо осмотреть помещение, так как сработал сигнал тревоги. Охранников затем связали, а из музея были вынесены 13 полотен, среди которых были работы Дега, Мане, Рембрандта и Вермеера. Общая стоимость украденных картин была оценена приблизительно в $300 млн. Ни одна из похищенных картин до сих пор не найдена
Фото: AP
Одним из крупнейших в истории считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме в 1991 году, когда было похищено сразу 20 его работ, включая картины «Едоки картофеля» (на фото), «Поле пшеницы и кипарисы», «Печенье с яблоками» . Воры проникли в музей среди ночи. Здание охранялось настолько плохо, что грабители позволили себе спокойно осмотреть экспозицию, выбирая, что именно взять. На это они потратили почти час. С места преступления злоумышленники скрылись на машине охраны. Общая стоимость похищенного была оценена более чем в $200 млн.
Фото: Vincent van Gogh / Van Gogh Museum
В 1992 году из музея замка Веймар в Германии был украдены пять работ Лукаса Кранаха, в том числе портрет Мартина Лютера (на фото) и три работы его учеников. Сумма ущерба составила $40 млн
Фото: Lucas Cranach / Veste Coburg
Зимой 2002 года тот же музей пострадал повторно. Преступники проникли в здание через крышу. При этом сработала сигнализация. За пять минут, которые потребовались местной полиции, чтобы добраться до места, похитители успели снять со стен две картины и покинуть помещение по приставленной к крыше лестнице. Добыча воров — полотна «Вид на море в районе Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене» — оценивалась специалистами примерно в $10-20 млн.
Фото: Reuters / Michael Kooren
В 1993 году из Музея современного искусства в Стокгольме (на фото) пропали пять работ Пабло Пикассо. Ущерб был оценен в $60 млн
Фото: Pedro Layant/ Flickr
В июле 1994 года из музея Франкфурта были украдены две картины Уильяма Тернера — «Тень и тьма» и «Цвет и свет» (на фото), принадлежавшие лондонской галерее Тейт. По мнению Интерпола, за кражей стоял сербский криминальный авторитет Аркан. В 1995 году полиция арестовала преступников, укравших картины, но они не выдали их местонахождение. В 2000 году, через полгода после убийства Аркана, картина «Тень и тьма» была передана директору Галереи Тейт
Фото: J. M. W. Turner/ Tate Britain
22 декабря 2000 года из Национального музея Швеции в Стокгольме был украден автопортрет Рембрандта ван Рейна (на фото) и две картины Огюста Ренуара. Трое вооруженных мужчин в масках скрылись на катере. Стоимость трех картин в совокупности была оценена в $30 млн. В 2001 году полиции удалось обнаружить одно полотно Ренуара — «Беседа» , в 2005 году был найден Рембрандт
Фото: Rembrandt / Nationalmuseum
27 августа 2003 года из замка герцога Баклю была украдена картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном». Грабители прикинулись туристами и завладели полотном прямо среди бела дня. Шотландским полицейским удалось обнаружить картину в 2007 году в одном из домов в Глазго во время обыска, проведенного по анонимному звонку в полицейский участок. Картина оценивалась примерно в $90 млн
Фото: Reuters / Jeff J Mitchell
21 августа 2004 года двое мужчин в капюшонах зашли в Музей Эдварда Мунка в Осло, где в этот момент находилось около 70 человек. Один пригрозил пистолетом смотрителю, другой снял со стены сначала «Мадонну», потом «Крик». Преступники быстро покинули музей и скрылись на автомобиле. Сумму ущерба тогда оценили в $75 млн
Фото: AP / SCANPIX
Полотна (на фото — «Крик») были найдены в 2006 году. Перед судом предстали шестеро подозреваемых. Трое из них были оправданы, а трое приговорены к различным тюремным срокам
Фото: AP / Alekander Nordahl
27 января 2019 года в Третьяковской галерее неизвестный молодой человек снял со стены пейзаж Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», вынул его из рамы и унес с собой. Картина из коллекции Государственного русского музея временно экспонировалась в Инженерном корпусе ГТГ
Фото: Архип Куинджи/Государственный Русский музей
На следующий день преступник был задержан в Подмосковье. Полотно он прятал на территории строящегося объекта в Одинцовском районе
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев