Суд изберет солдату меру лечения
Воронежского срочника, убившего сослуживцев, признали невменяемым
В окружном военном суде на следующей неделе начнется рассмотрение уголовного дела об убийстве в конце 2020 года трех человек на военном аэродроме Балтимор в Воронеже. После нескольких месяцев лечения обвиняемого рядового Антона Макарова экспертам удалось установить его психологическое состояние на момент расстрела сослуживцев. Он признан невменяемым. Следствие ходатайствует о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Главное военное следственное управление Следственного комитета России (ГВСУ СКР) завершило расследование уголовного дела срочника Антона Макарова, который в ноябре 2020 года убил трех сослуживцев на военном аэродроме Балтимор в Воронеже. Оно передано на рассмотрение во 2-й Западный военный окружной суд. Там не стали комментировать дело.
В Воронежском гарнизонном суде, который будет обеспечивать участие Макарова в судебном следствии, «Ъ» рассказали, что повторное предварительное заседание назначено на 17 января.
Первое должно было состояться еще в декабре, однако его пришлось перенести из-за того, что подсудимого не доставили в зал суда. Для участия в нем судья окружного суда приедет в Воронеж. Слушания проведут в закрытом режиме. Судя по картотеке дел, Макарову в окончательной редакции вменяется убийство двух или более лиц и покушение на убийство (ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ), хищение оружия (п. «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ) и угон двух автомобилей (ч. 4 ст. 166 УК РФ).
Как писал «Ъ», 9 ноября 2020 года во время несения суточного наряда 20-летний рядовой Макаров решил похитить оружие, для чего убил топором дежурного по полку майора Ермолаева, после чего расстрелял еще трех человек — рядового Фирсова, который получил ранения в плечо и лопатку и выжил, а также ефрейтора Кажокина и рядового Акталиева, которые погибли. Ему удалось сбежать из части и на угнанных автомобилях выехать за пределы Воронежа. Срочника задержали в тот же день по пути в Орловскую область, где живут его родственники.
Как пояснили «Ъ» в ГВСУ СКР, на рассмотрение будет поставлен вопрос о применении к обвиняемому мер принудительного медицинского характера. После задержания Макарова заключили в СИЗО, после перевели во второй корпус Воронежского областного клинического психолого-неврологического диспансера в поселке Орловка Хохольского района на лечение, чтобы определить его состояние в момент преступления. Из-за тяжелой психической болезни эксперты Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского ранее сделать это не смогли.
После лечения Макаров был признан невменяемым. Судебную экспертизу в его отношении проводили эксперты 111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России.
Адвокат срочника Ольга Зиброва в течение дня не смогла поговорить с «Ъ».
На стадии расследования уголовного дела она заявляла, что СКР проверяет версию об издевательствах над Макаровым.
По словам адвоката, он говорил следователю о том, что со стороны его сослуживцев было как психическое, так и физическое насилие в его отношении. Ни следствие, ни сама защитница впоследствии не рассказывали о результатах исследования показаний Макарова.
В Минобороны России объясняли расстрел людей на аэродроме Балтимор нервным срывом срочника, однако за «самоустранение от военно-политической подготовки» по решению министра обороны Сергея Шойгу впоследствии был уволен заместитель командира полка по военно-политической работе полковник Евгений Уткин.