Инфляционный период
На Гайдаровском форуме искали способы снижения потерь от роста цен
Макроэкономическая сессия стала одной из ключевых в ходе финального дня работы Гайдаровского форума. Рецепты решения самой острой, инфляционной, проблемы у ведомств разнятся. Минэкономики, считая рост цен долгосрочным, предлагает компенсировать потери потребителям. Минфин, ожидающий положительных изменений уже к концу года, как и ЦБ, призывает отнестись к идее компенсации с осторожностью, чтобы не вызвать эффекта инфляционной спирали. Другой макротемой стало обсуждение закрепления в законе нормы о направлении части сверхдоходов бюджета на расходы для разгона темпов экономического роста.
Тон макроэкономической дискуссии на Гайдаровском форуме задал ее модератор, ректор РАНХиГС Владимир Мау, отметивший, что высокая турбулентность стала постоянным глобальным фоном последних 10–12 лет: «Если в предыдущие десять лет большая часть стран мира боролась с дефляцией, думая о том, как разогнать экономический рост путем подъема инфляции, то теперь, после долгого перерыва, мир вступил в инфляционный период».
Причины такого развития событий российские чиновники описывают примерно одинаково: это длительная поддержка экономического роста мягкой денежно-кредитной политикой (ДКП), «накачка» экономик деньгами и рост общего долга мировой экономики, достигший уже 260% ВВП.
Для России, как известно, риски высокой инфляции более чем актуальны: по итогам 2021 года темпы роста цен достигли 8,4%, что стало максимумом с 2015 года (см. “Ъ” от 12 января). Впрочем, чиновники уверены, что ситуация здесь могла быть и хуже. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, без предпринятых повышений ключевой ставки инфляция была бы еще на 4 процентных пункта выше, то есть в районе 12%. Глава Минфина Антон Силуанов на форуме заверил, что проблемы с инфляцией могут быть решены уже к концу начавшегося года. В интервью телеканалу РБК он добавил, что пик инфляции уже пройден: бюджетная политика приведена в соответствие с «нормальными уровнями» и дополнительных бюджетных стимулов разогревать экономику уже нет, необходимые меры принимает и ЦБ.
Несколько иначе ситуацию видит глава Минэкономики Максим Решетников. Он полагает, что «одними мерами ДКП мы этот импульс не погасим, или ценой гашения этого импульса может быть экономический рост». Министр признает, что принятые меры (демпферы, субсидии) позволят ослабить инфляцию на 0,6–0,7 пункта, но ее характер считает долгосрочным. В связи с этим он предложил постепенно уходить от ограничений (которые, как правило, носят временный характер) к системным мерам, связанным, например, с компенсацией инфляции потребителям.
Вполне ожидаемо эта идея не нашла отклика у Минфина — Антон Силуанов предупредил, что в случае выделения компенсаций удорожания в полном объеме из бюджета «побороть» инфляцию не удастся никогда.
«Нам нужно перетерпеть»,— предупредил он. И уточнил, что речь не идет о семьях с детьми, о пенсионерах и гражданах, которым предоставлялись соцвыплаты,— «им нужно обязательно помогать». Эльвира Набиуллина с министром финансов согласилась: точечная поддержка уязвимых групп населения важна, но в целом это «не должно быть индексацией по всему кругу, иначе мы получим просто спираль (инфляции и расходов.— “Ъ”)».
Общей проблемой для всех стран глава ЦБ считает обеспечение темпов экономического роста. В России по итогам 2021 года, по предварительным оценкам Максима Решетникова, рост ВВП составил 4,4–4,5%. Рисков для дальнейшего роста достаточно: энергопереход, геополитика, дефицит рабочей силы, а также низкий уровень мотивации частных инвесторов — по словам Антона Силуанова, чтобы вкладывать прибыль в экономику, они должны понимать правила игры в части защиты собственности, а также ощущать макроэкономическую и налоговую стабильность.
В РФ потенциал для ускорения роста есть и в государственных расходах — по мнению Максима Решетникова, важно, чтобы бюджетная политика была «нейтральной до копейки».
Прогресс в этом есть, считает министр: если по итогам 2020 года 760 млрд руб. незапланированных бюджетных доходов не вернулись в экономику, поскольку пошли на погашение долга, то в 2021-м 400 млрд руб. сверхплановых средств «реально оказались доступны», то есть были направлены на другие расходы. Сейчас, считает он, нужно закрепить такой подход в Бюджетном кодексе (это пока обсуждается с Минфином), чтобы «все без исключения деньги, которые экономика сгенерировала в рамках бюджетного правила, шли на расходы». На какие именно — это уже другой вопрос, который правительству еще будет нужно решить.