Авторынок подсчитывает выручку
Какие машины пользуются наибольшим спросом у россиян
Китайские машины укрепляют позиции на российском рынке. В 2021 году они показали наибольший рост продаж в России. Заметнее всего увеличились продажи трех марок из КНР — это Haval, Chery и Geely. Спрос на эти машины за год вырос на 125%, 224% и 59%. С чем это связано? Какие еще автомобили россияне стали покупать чаще? Об этом — Андрей Загорский.
Российский, впрочем, как и глобальный авторынок в 2021 году работал в весьма специфических условиях. Из-за пандемии и продолжающейся нехватки электронных чипов многие производители были вынуждены сокращать или, как минимум, не торопились наращивать выпуск продукции.
Проблема дефицита машин не решилась, а цены на новые авто выросли на 35-45%. Это давило на спрос и выталкивало многих потенциальных покупателей на вторичный рынок. Итоги года известны: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году в России удалось продать 1,66 млн новых машин — всего на 4% больше, чем в провальном 2020-м.
В этой ситуации успех китайских брендов действительно впечатляет, особенно на фоне других крупных производителей. Так, Lada и Kia по сравнению с 2020-м годом прибавили в продажах всего по 2%, Toyota — 7%, BMW и Mercedes, соответственно, 10 и 11%. А Volkswagen и Skoda вообще провалились на 14% и 4%.
Чем же взяли потребителя Haval, Chery и Geely? Как бы парадоксально это ни звучало, автопром КНР заметно прибавил в качестве, рассказал “Ъ FM” соучредитель компании, специализирующейся на продаже китайских машин, Сергей Климов. Кроме того, по его словам, дилеры даже в условиях дефицита не торопились поднимать цены: «За последние пять лет китайские производители прошли большой путь, и те модели, которые представят в 2022 году, они не то что уступают конкурентам, а даже во многом их превосходят. Безусловно, сказался кризис с чипами и пандемия. Со своей стороны как дилер китайских брендов, конечно, мы ощутили нехватку автомобилей, но она не была катастрофической. Цены при этом поднимать не стали. Ждем от китайцев еще больших темпов по разработке новых моделей, в том числе и гибридных электрических».
В условиях, когда доходы населения существенно не растут, россияне при всей разнице во вкусах в целом в последние два года предпочитают приобретать автомобили среднего ценового сегмента, констатировал генеральный директор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Наиболее массовыми и объемными, с точки зрения продаж, в количественном выражении являются, конечно, автомобили среднего ценового сегмента. Большую долю занимает АвтоВАЗ, который очень хорошо продается во многих городах России. Его формула успеха заключается в улучшении качества и числа моделей, бренд становится более привлекательным, более ярким, более выразительным. У компании очень хорошая сеть послепродажного обслуживания по всей стране.
Хорошие показатели продаж в целом в абсолютно выражении показывают традиционно корейские производители автомобилей Hyundai и Kia, но и также существенную долю рынка занимают такие компании как Skoda, Volkswagen, Renault и некоторые другие».
Что касается премиум-сегмента авторынка, то за минувшие два года там существенных изменений не произошло. К «обойме» традиционно популярных у состоятельных россиян брендов прибавился всего один, рассказал “Ъ FM” главный редактор портала Quto.ru Денис Смольянов: «Конечно, ворваться в премиальный сегмент довольно сложно. Единственный, пожалуй, пример за последние годы — корейский Genesis. Они пытаются занять свое место в премиальной линейке. Но все равно, конечно, играют пока на вторых ролях, потому что у нас есть группа премиум-брендов, такая большая немецкая тройка: BMW, Mercedes-Benz и Audi. За ней идет пара японских брендов — Lexus и Infiniti. Есть еще англичане, но премиальный сегмент гораздо более консервативен, чем массмаркет».
На днях участники авторынка предложили вдвое поднять минимальную планку налога на роскошные автомобили. Сейчас повышенная ставка распространяется на машины стоимостью от 3 млн руб. Однако из-за роста цен в категорию роскошных теперь попадают многие модели традиционно массового сегмента, в частности, таких марок, как Kia, Hyundai и Skoda.