Виктора Цоя снарядили в путь

В Манеже материализовался лидер группы «Кино»

В столичном ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Виктор Цой. Путь героя», рассказывающая историю группы «Кино» и ее лидера. Создатели экспозиции не связывают ее с 60-летием Виктора Цоя, которое будет отмечаться в этом году. Фигура центрального персонажа значительнее, чем даты в календаре. С этим согласен Борис Барабанов.

Когда с момента смерти человека такого масштаба, как Виктор Цой, проходит тридцать лет, сложно поверить в то, что мы о нем чего-то не знаем. Написано множество книг, сняты художественные и документальные фильмы, записаны трибьюты. Но все это не дает физически почувствовать присутствие или хотя бы близость легенды. Мультимедийная экспозиция — тот вид зрелища, который эту задачу отчасти решает.

Самым громким примером подобного была выставка «David Bowie Is…», которая на протяжении пяти лет проехала по 12 музеям мира. Зритель мог в деталях рассмотреть сценические наряды и личные вещи Дэвида Боуи, черновики текстов его песен и живописные полотна, а также насладиться живыми выступлениями легенды на огромных экранах. В этой экспозиции были использованы устройства с наушниками, звуковая информация в которых менялась по мере перемещения зрителя из одной зоны выставки в другую.

Несмотря на то что в индустрии мультимедийных выставок активно используется технология приложения-аудиогида, когда информация загружается в собственный смартфон зрителя, создатели проекта «Виктор Цой. Путь героя» использовали ту же модель коммуникации, что и в «David Bowie Is…». Зрителю на шею вешают девайс, соединенный с наушниками, и в каждой зоне выставки он выдает иллюстрирующую тему музыку, фрагмент интервью или диалог из фильма.

Первые зрители выставки уже успели отметить, что выставка получилась очень «инстаграм-френдли».

Было бы странно, если бы создатели выставки не использовали талант Виктора Цоя как художника: в зале, посвященном этой стороне его таланта, собрано 76 работ — от раннего подражания Киту Харингу до поздних картин с темой автомобиля и дороги (здесь сложно не думать о предвидении Цоем собственной гибели). Но фотографироваться лучше в соседнем зале с огромными фигурами, воспроизводящими монстров с картин Цоя.

Создание объектов специально для выставки «Виктор Цой. Путь героя», будь то копия кочегарки «Камчатка», где работал Виктор Цой, декорации так и не снятого фильма по сценарию «отца киберпанка» Уильяма Гибсона «Цитадель смерти» с лидером «Кино» в главной роли или огромные кассеты с альбомами «Кино», стало более затратной частью проекта, нежели права на песни, фильмы и прочую интеллектуальную собственность. Наследники Виктора Цоя очень щепетильно относятся к использованию его произведений, но с организаторами выставки в Манеже успешно нашли общий язык. Само выставочное производство обошлось гораздо дороже. По словам продюсера выставки, управляющего партнера Planet9 Александра Кармаева, в период пандемии стоимость материалов, которые были необходимы для создания такой экспозиции, выросла вдвое, так что даже президентский грант в размере 37 млн руб., направленный на создание выставки, покрыл лишь 40% расходов.

Стоит отметить, что журналистов всегда интересовала тема «монетизации Цоя» и превращения «Кино» из андерграундной группы в гастрольную машину. На выставке есть отдельный зал, посвященный последнему турне «Кино», охватившему 25 городов СССР. В нем можно найти экспонат, многое говорящий о материальной стороне жизни Виктора Цоя и «Кино». Он называется «Контракт между художественным руководителем группы "Кино" Виктором Цоем и директором по концертной деятельности Юрием Айзеншписом на организацию концертов 27, 28 и 29 октября 1989 года во дворце спорта "Крылья Советов" (Москва)».

Согласно этому документу, за три концерта группа «Кино» получила 18 тыс. руб. По тем временам на эти деньги можно было купить, например, три машины ВАЗ-2111.

Для группы, еще вчера ходившей в «любительских»,— серьезная сумма. Заработки эстрадных звезд верхнего эшелона вроде Аллы Пугачевой или Софии Ротару были существенно выше, но в 1990 году группа уже вполне могла претендовать и на такие гонорары.

Этот документ создателям выставки предоставила вторая жена Виктора Цоя Наталья Разлогова, роль которой в жизни певца и в создании выставки сложно переоценить. Более 30 лет она остается вне любых медийных активностей, связанных с именем лидера «Кино». Единственным и весьма впечатляющим появлением Разлоговой в качестве его музы и соратника стал фильм «Цой — "Кино"», снятый ею десять лет назад к 50-летию музыканта. В экспозиции «Виктор Цой. Путь героя» очень многое принадлежит Разлоговой или связано с ее именем. Но в череде видеоинтервью с соратниками певца, представленными в зале «Планетарий», ее опять-таки нет. Там есть только шуба из чернобурки и енота стоимостью в автомобиль, купленная Цоем в подарок Разлоговой в том же 1989 году. В тот период у музыканта даже не было собственного жилья, он только-только начал зарабатывать серьезные деньги и в первую очередь купил возлюбленной шубу. Нужно иметь некоторый опыт жизни в СССР, чтобы понять: это самый трогательный экспонат всей выставки.

Фотогалерея

Последний герой

Смотреть

Вся лента