Торговлю проверят на добросовестность
Власти изучат проблемы в отношениях поставщиков и ритейлеров
Проблемы в отношениях производителей продуктов и ритейлеров, включая бонусы за поставки и штрафы, которые участники рынка в последнее время пытались решить самостоятельно, на этой неделе поднимут на совещании в Минпромторге. Бизнес ждет, что на встрече могут обсуждаться и новые законодательные инициативы, включая дополнительные ограничения для сетей по взиманию бонусов с поставщиков. Эксперты выступают за улучшение баланса на рынке без вмешательства чиновников в ценообразование.
Заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов 19 января планирует провести совещание по вопросам взаимоотношений торговых сетей и поставщиков продуктов питания, говорится в имеющемся у “Ъ” письме, направленном 13 января в Ассоциацию компаний розничной торговли, «Руспродсоюз», «Русбренд», «Союзмолоко», Национальную мясную ассоциацию и другие отраслевые объединения.
Как сказано в письме, среди вопросов — выплаты ретробонусов за поставки в сети, штрафы и соблюдение принципов Кодекса добросовестных практик (КДП; регулирует отношения поставщиков и сетей на добровольной основе).
В Минпромторге комментарий не предоставили.
По словам источника “Ъ” среди поставщиков, в числе наиболее острых вопросов — несогласованное взимание неустоек, размер штрафов, доходящий до 100% стоимости партии, затягивание согласования корректировки цен, навязывание невыгодных условий поставок. Традиционно эти темы обсуждаются сторонами в рамках саморегулирования на комиссии по применению КДП.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев говорит, что поставщикам и сетям самим пока не удается продвинуться в решении наиболее спорных вопросов и, возможно, процесс ускорится с привлечением регуляторов. Как отмечает исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, проблема в несоблюдении норм КДП, решений комиссии или формальном подходе сетей. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магните», Auchan и Metro комментарии не предоставили. В «Ленте» заявили, что проблем в отношениях с поставщиками не наблюдают, а законодательные инициативы не комментируют.
Собеседник “Ъ” в крупном производителе продуктов подчеркивает, что совещание в Минпромторге проходит на фоне обсуждения новых мер регулирования торговли.
Он отмечает, что в 2021 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запрашивала у поставщиков информацию о взимаемых ритейлерами бонусах, в том числе за логистические и маркетинговые услуги, услуги по подготовке товаров, о «скрытых выплатах» и пр. (см. “Ъ” от 23 сентября 2021 года).
По словам источника “Ъ”, в ФАС разрабатывают расширение перечня продуктов, в отношении которых запрещается взимание бонусов, что должно помочь сдержать продовольственную инфляцию. Сейчас закон о торговле не допускает выплату бонусов при закупке 24 позиций социально значимых продуктов, включая мясо, рыбу, молоко, сахар, соль. Источник “Ъ” в рознице подтвердил, что идея разрабатывается, уточнив, что вопросом занимается и Минэкономики. В ФАС и Минэкономики комментарии не предоставили.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что превосходство рыночной силы ритейла над поставщиками изменить не получится, но государство может «постараться улучшить баланс в отношениях сторон».
Так, по его словам, в предыдущих поправках к закону о торговле удачным стало сокращение предельных сроков оплаты товаров поставщикам. Вопрос штрафов, грозящих производителям непредвиденными расходами, также требует дополнительного обсуждения, отмечает аналитик. Но, подчеркивает аналитик, вмешательство в процесс ценообразования, в том числе через регулирование бонусов, грозит большими рисками вплоть до дефицита.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что государство старается повысить прозрачность экономики и ограничение взимания ретробонусов по более широкому перечню может помочь регуляторам лучше следить за установлением наценок на каждом этапе в ключевых категориях. Но на существенные изменения закона о торговле на фоне высокой инфляции власти вряд ли пойдут, полагает эксперт, так как неизбежный в этом случае рост издержек бизнеса будет частично переложен на потребителя.