Факторинг взял паузу
Неблагоприятные условия подталкивают игроков к поиску новых решений
По итогам 2021 года общий измеряемый портфель факторинговых компаний (ФК) составил почти 1,5 трлн руб., увеличившись на 43%. Однако уже в четвертом квартале темпы роста снизились вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Замедление продолжится в 2022 году, полагают участники рынка. По их ожиданиям, рост портфеля не превысит 10–15%. На рынок оказывают давление эпидемиологическая ситуация, рост ставки ЦБ и высокие цены на нефть. В таких условиях факторы вынуждены искать смежные рынки и новые сегменты.
По предварительным данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), с которыми ознакомился “Ъ”, за 2021 год общий измеряемый портфель вырос на 43%, до чуть более 1,45 трлн руб. Это больше исходных прогнозов в 1,3–1,4 трлн руб. Динамика тоже улучшилась, в 2020 году рост составлял 34%.
Факторинг — оперативное краткосрочное финансирование компаний под уступку их дебиторской задолженности (будущих платежей третьей стороны за поставку товаров).
Основной прирост обеспечили нефтяная отрасль (свыше 30%), транспорт, производство и торговля. Рост цены на нефть в 2021 году существенно повлиял и на объемы таких операций. Новые заказы и освоение инвестиционной программы ОАО РЖД также стимулировали объем закупок и производство, отмечает руководитель дирекции по факторингу крупного корпоративного бизнеса Альфа-банка Павел Шишов.
Лидером по количеству клиентов остается ритейл.
В этом году начали активно развивать факторинг телекоммуникационная отрасль и крупнейшие маркетплейсы, отмечает гендиректор «Открытие Факторинг» Александр Пестов. Небольшое снижение относительно результатов 2020 года показал лишь сегмент бытовой техники и электроники, добавляет гендиректор «Росбанк Факторинг» Борис Мельников.
Ускорение роста рынка в прошлом году во многом было обусловлено удлинением сроков оплаты поставщикам из-за сокращения выручки и аналогичных задержек платежей со стороны дебиторов в условиях карантинных ограничений, уверен аналитик НКР Дмитрий Рышков. В то же время, по данным АФК, наблюдалось расширение клиентской базы на 26%, до более 10,15 тыс. компаний.
Однако, несмотря на улучшение динамики год к году, в четвертом квартале темпы роста портфеля снизились вдвое, до 26% (51% в октябре—декабре 2020 года). «Причинами стали рост инфляции, ноябрьский локдаун, декабрьское повышение ключевой ставки ЦБ и новый штамм коронавируса,— поясняет исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко.— Кроме того, клиенты с помощью факторинга хорошо заработали в течение года и под конец уже не испытывали потребности в дополнительном финансировании оборотного капитала». Последние два года факторинг рос как инструмент защиты бизнеса от кризиса, хотя базово используется для увеличения продаж, уточняет господин Шевченко, так что если экономика в 2022 году продолжит расти, факторинг быстро «переключится в базовый режим».
От 2022 года сами факторы ожидают замедления роста.
По оценкам господина Пестова, рынок увеличится только на 10–15%. Сформируется избыток денег у нефтегазовых компаний, на которые приходится существенная доля на рынке, так что потребность в финансировании у них может быть снижена, добавляет Павел Шишов: «Рост ставок негативно повлияет на рынок в сегменте крупного корпоративного бизнеса, который формирует три четверти портфеля. Списание дебиторской задолженности становится очень дорогой для них услугой».
Впрочем, рост ставок, как правило, активизирует переток клиентов между факторами, усиливается ценовая конкуренция, отмечает гендиректор «ГПБ-факторинг» Корнелиу Робу. Поэтому основная задача для факторинга на 2022 год остается неизменной — это поиск новых рынков и сфер применения, полагает управляющий директор по факторингу ПСБ Иннокентий Воловик.
«Также важным трендом может быть переориентация крупных факторов с объемов выдачи на доходность операций и, как следствие, акцент на поддержание среднедневного портфеля»,— говорит гендиректор «ВТБ Факторинг» Антон Мусатов. По его словам, будут актуальны поиск новых источников получения вознаграждения от клиентов, активизация работы с новыми продуктами и формирование иных, смежных с факторингом рынков.