Было бы что конвертировать
Найдено объяснение масштабной внешней торговли Китая с самим собой
Способы ухода от ограничений на трансграничное движение капитала могут быть весьма необычными. Группа американских и китайских экономистов подтвердила вероятность того, что именно они могут объяснить феномен многомиллиардного реимпорта в Китай товаров, экспортируемых из КНР,— и показала, что основную роль в процессе «кэрри-трейд в грузовиках» должны играть госкомпании Китая. Работа в очередной раз доказывает простую истину: самые эффективные запреты, противоречащие общеэкономической логике, будут обойдены рынком при наличии в этом потенциальной прибыли.
Ограничения на движения капитала, вводимые даже достаточно развитыми странами для борьбы с негативными, с точки зрения регуляторов, последствиями оттоков и притоков капитала, со временем разрушаются творческой инициативой рынка, даже если повсеместно считаются очень эффективными. В работе «Валютный кэрри-трейд в грузовиках: удивительный случай крупномасштабного импорта Китаем товаров у самого себя», опубликованной в серии препринтов NBER, Сюэпэн Лю из Университета Кеннесо, Хэйвай Тан из бизнес-школы Гонконгского университета, Чжи Ван из Университета Джорджа Мэйсона и Шан-Цзинь Вэй из Колумбийского университета показывают это на примере экспортно-импортной статистики Китая 2007–2018 годов.
Сам по себе парадокс реимпорта КНР товаров обсуждается экономистами с середины 1990-х: в последние полтора десятилетия Китай формально является пятым по размерам внешнеторговым партнером Китая, на ввоз в КНР ранее произведенной там же и затем импортированной обратно товарной продукции приходится около 8% китайского импорта, что мешает любому «нормальному» объяснению (рекламации, быстрая смена конъюнктуры, особенности логистики или госрегулирования). Авторы сопоставляют статистику торговых операций Гонконга и КНР и индексы доходности carry trade на финансовом рынке — напомним, этот способ арбитража между двумя финансовыми рынками предполагает займы в юрисдикции с низкими процентными ставками и вложения в активы в юрисдикции с высокими ставками. Проблема в том, что формально carry trade между Гонконгом и КНР почти невозможен из-за ограниченной конвертируемости китайского юаня и контроля движения капитала в КНР — в отличие от Гонконга и его доллара.
Как показывается в работе, с большой вероятностью значимая (если не большая) часть китайского реэкспорта — это операции, названные авторами «кэрри-трейд в грузовиках».
Под импорт в Гонконг товаров из КНР (особенно с высокой стоимостью по отношению к их весу) можно легко взять кредит, полученные за товары в КНР юани вложить в китайские активы на время. Через полгода товары (причем не обязательно ровно те же) имеет смысл вернуть в КНР. Зачастую, полагают авторы, контейнер с товаром вообще не распаковывается, а в экстремальных случаях вся операция может проводиться буквально овернайт: товары в этой схеме де-факто играют роль локального заменителя денег. В схеме важны нулевые пошлины между КНР и Гонконгом как таможенными территориями, расстояния между складами, измеряющиеся буквально километрами, и высокая эффективность таможен: трансакционные издержки в схеме невелики.
По расчетам экономистов, основную роль в происходящем (возможно, незаконном) должны играть китайские торговые госкомпании — полученные прибыли в этом случае реинвестируются в китайскую экономику от имени китайских госрезидентов. Впрочем (статья это не обсуждает), исходя из схемы, ее можно частично реализовывать и партнерством двух независимых компаний двух юрисдикций: ограничения движения по капитальному счету рано или поздно будут эффективно обходиться операциями в рамках текущего счета.