Торговля смотрит в облака

МТС предлагает нижегородским ритейлерам решения по оптимизации e-commerce

Сфера онлайн-торговли продолжает прирастать новыми площадками и сервисами. По мнению экспертов, в ближайшей перспективе объемы онлайн-торговли будут ежегодно увеличиваться минимум на четверть. У крупных игроков этот показатель может быть еще больше. Чтобы обеспечить качество онлайн-сервисов, ритейлерам необходимо развивать собственную ИТ-инфраструктуру, и одним из перспективных решений в этой области становится использование облачных технологий.

Пандемия коронавируса дала мощный импульс для того, чтобы розничная торговля начала наращивать свое присутствие в онлайне. На начальной стадии массовая миграция в онлайн была вынужденной, но позже покупатели оценили удобство и простоту совершения покупок в сети. По оценкам экспертов, главными причинами, по которым люди заказывают товары онлайн, стали бесплатная доставка, акции и скидки, возможность прочитать отзывы, простота возврата и скорость оформления заказа.

По оценке агентства «Infoline-Аналитика», в течение ближайших трех лет темпы роста в онлайн-торговле будут держаться на уровне 25–30% в год, а у крупных игроков они в два-три раза превысят эти показатели.

Максимум возможностей: для чего ритейл использует облака

Чтобы обеспечить растущий интерес клиентов к e-commerce, ритейлеры увеличивают мощности своей ИТ-инфраструктуры и мобилизуют команды для развития новых цифровых продуктов. Одним из решений, помогающих компаниям быстро развиваться в онлайне стали облачные технологии. По оценкам МТС, спрос на облака в сфере e‑commerce с начала 2021 года вырос в 1,5 раза в денежном выражении.

На облачную платформу чаще всего переносят интернет-магазины и мобильные приложения для повышения надежности и скорости их работы, а также сервисы доставки и системы лояльности для покупателей. По подсчетам провайдера #CloudMTS, более 60% клиентов из сферы ритейла используют облака для развития e-commerce и адаптации ИТ-систем к пиковым нагрузкам в периоды праздников и распродаж.

Так, в апреле 2020 года число онлайн-заказов у сети гипермаркетов «Твой Дом» выросло в 2,5 раза. Чтобы не потерять клиентов и сохранить высокий уровень обслуживания, требовалось оперативно увеличить ИТ-ресурсы. Компания быстро перенесла в облако сайт, который ежедневно посещают свыше 25 тыс. покупателей, и CRM-систему, которая отвечает за управление заказами и логистику. Это позволило сохранить работоспособность клиентских ресурсов в условиях резкого роста трафика.

По данным #CloudMTS, более 60% компаний из сферы ритейла используют облака для развития e-commerce

Другой пример востребованного онлайн-сервиса в облаке. Каршерингу BelkaCar применение облачных технологий обеспечило доступность и высокую скорость работы каршеринговой платформы при высокой загрузке автопарка, которая достигает 80% и более. По словам технического директора компании Андрея Калинина, с помощью облака BelkaCar оперативно увеличивает ИТ-мощности, необходимые для безопасной работы и масштабирования сервиса.

«Вместе с ростом бизнеса BelkaCar растет и потребность в ИТ-ресурсах, — комментирует директор по развитию облачного направления МТС Алексей Макаркин. — Сейчас в автопарке компании более пяти тысяч машин, по каждой из них собираются большие объемы данных: от местоположения до стиля вождения клиентов. Все эти данные безопасно хранятся и быстро обрабатываются в облаке».

Кроме того, около 25% ритейл-компаний применяют облака для централизации ИТ‑ресурсов и повышения эффективности управления ими. Порядка 15% компаний пользуются решениями информационной безопасности из облака, подключая сервисы для фильтрации входящего трафика веб-приложений, а также услуги по отражению DDoS-атак.

Ритейлом также востребованы сервисы для работы с персональными данными в облаке в соответствии с требованиями законодательства. Около 14% компаний используют облачное резервное копирование для сохранности данных. Компании сферы ритейла также разрабатывают и тестируют в облаках новые ИТ-решения, что позволяет повысить скорость их вывода на рынок.

Региональные лидеры

Наибольшим спросом, по оценке МТС, облачные технологии в Нижегородском регионе также пользуются у представителей ритейла. Это, к примеру, известные компании оптовой торговли фармацевтической продукцией, автотранспортными товарами, кормами для домашних животных. Региональный бизнес арендует виртуальные серверы и переносит в облако как поддерживающие, так и критически важные функции.

Например, компания KOLOBOX перенесла в облако интернет-магазин по продаже шин, дисков, аккумуляторов и прочих автотоваров. Интернет-магазин стал самым быстрорастущим каналом продаж для дилера. Переход на облачные мощности #CloudMTS позволил оперативно увеличивать ИТ-ресурсы, необходимые для сохранения работоспособности сайта в условиях роста посещаемости.

«Мы стремимся к созданию максимально удобной для наших клиентов площадки коммуникации и обеспечению ее бесперебойной работы даже в периоды повышенного спроса, поэтому показатели производительности, отказоустойчивости и безопасности являются определяющими при подборе ИТ-решений. Из-за непрерывной работы нашего бизнеса ключевым условием выбора ИТ-партнера для нас стал оперативный перевод данных в облако», — рассказал руководитель ИТ-отдела KOLOBOX Алексей Летягин.

По словам директора нижегородского филиала МТС Дмитрия Бобикова, в последнее время интерес к облакам все чаще проявляют представители малого и среднего бизнеса.

«Применение облачных решений открывает для предпринимателей новые возможности по хранению и обработке данных, что сокращает затраты предприятий на собственную ИТ-инфраструктуру до 35%. Миграция ИТ-систем осуществляется быстро и бесшовно, а платить можно только за выделенный объем хранилища, который при желании можно быстро увеличить или сократить», — добавляет Дмитрий Бобиков.

Вся лента