Электромобили едут в СПИК
Их локализацией займется партнер Тимати
Заключение специнвестконтракта (СПИК 2.0) по электромобилям пока заинтересовало только малоизвестных в автопроме игроков — бывшего сборщика китайских машин из Липецка «Моторинвест» и стартап из Петербурга «Электромобили Мануфэкчуринг Рус». В отличие от калининградского «Автотора», заявившего производство небольшого электромобиля, петербургская компания обещает сделать конкурента «Газели». «Моторинвест» планирует уже в этом году освоить выпуск электромобилей на иностранной платформе.
Минпромторг назвал претендентов на СПИК 2.0 по локализации «технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей» — в ведомство поступили заявки ООО «Моторинвест» (Липецкая область) и ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» (Санкт-Петербург). Итоги отбора подведут до 5 марта. Для авторынка это фактически новые игроки. У ряда других уже есть СПИК старого образца, куда можно внести изменения, так, например, сделал «Автотор», планирующий локализовать электромобиль.
Согласно перечню технологий, локализуемый по СПИК 2.0 автомобиль должен обеспечивать на одном заряде батареи пробег 200–700 км.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что 200 км — это примерно 50 кВт•ч, что сопоставимо с мощностью новых Nissan Leaf (60 кВт•ч). Собеседник “Ъ” среди автоконцернов добавляет, что у современных городских электрогрузовиков, как правило, пробег составляет 250–300 км.
Подробности проектов чиновники не разглашают. Проект «Моторинвеста», который несколько лет назад собирал кроссоверы Changan, до этого фигурировал в проекте концепции электротранспорта. Тогда анонсировалось, что в 2022 году на рынок РФ будет выпущено 3 тыс. отечественных электромобилей от «Моторинвеста», а год спустя — вдвое больше. Сама компания тем временем получила заявление о банкротстве от ФНС, но липецкие чиновники говорили, что «просроченная задолженность появилась в связи с технической накладкой» как раз при перепрофилировании на выпуск электромобилей (см. «Ъ-Черноземье» от 24 июня 2021 года).
Сейчас в «Моторинвесте» говорят, что вложили в запуск производства $150 млн и сохраняют планы начать его в 2022 году, речь идет о «нескольких моделях с колесной базой более 2,5 м».
На вопрос “Ъ”, будет ли компания использовать иностранную базу, там отметили, что это «проверенная во времени технологическая платформа, адаптированная к российским реалиям эксплуатации техники». В компании планируют в рамках СПИК 2.0 к концу срока контракта набрать существенные 5 тыс. локализационных баллов, хотя сейчас в презентации речь идет только о сварке и окраске.
«Электромобили Мануфэкчуринг Рус» зарегистрирована только в июне 2021 года и планирует выпускать «электрогрузовик». В компании уточнили, что речь идет о машине в сегменте 3,5 тонны на базе «УАЗ Профи», «созданной в тесном сотрудничестве с УАЗом». Запас хода 300 км. В этом сегменте уже есть «Газель e-NN» с запасом хода 120 км и 200 км, а также планируется к выпуску в РФ электрический Ford Transit.
Согласно «СПАРК-Интерфакс», 55% в компании принадлежат Игорю Гирдину, еще 45% у Ильи Рашкина. Rusbase сообщала, что последний представлял в январе 2020 года Владимиру Путину «инновационный беспилотный конвертоплан-гибрид с возможной скоростью до 500 км/ч и дальностью полета 2 тыс. км», разработанный TGE Group. Сейчас господин Рашкин вышел из капитала ООО «ТГЕ Системы и решения», хотя остается его гендиректором и именно это место работы указывает в соцсетях. Позднее у Ильи Рашкина появилось ООО «Рокет Серф», основным видом деятельности которого значится производство спорттоваров. Там бизнесмену принадлежит 60%, еще по 20% у Тимура Юнусова (Тимати) и Натальи Кожиной. Игорь Гирдин был членом совета директоров ПАО «Невский банк», лицензия которого была отозвана ЦБ в конце 2019 года.
Глава Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева отмечает, что коммерческий транспорт грузоподъемностью 1,5–3,5 тонны для локализации в РФ наиболее привлекателен. «Здесь гораздо более простые требования к компоновкам, комфортности транспорта, качеству зазоров и прочему»,— говорит она. Но собеседник “Ъ” в автопроме считает, что новым игрокам будет сложно обеспечить объем производства, необходимый для положительной рентабельности.