Северное морское перепутье
Принципы управления Арктикой могут пересмотреть
Серьезный прошлогодний затор из 20 судов в восточной части Северного морского пути (СМП) может стать причиной новой дискуссии о распределении полномочий по управлению СМП между «Росатомом» и Минтрансом. Сейчас эти полномочия министерство и госкорпорация делят между собой по принципу «двух ключей»: «Росатом» исполняет функцию инфраструктурного оператора, а Минтранс выдает разрешения на плавание по СМП. Но теперь на распределение полномочий в сфере навигации «стоит внимательно посмотреть», считает глава госкорпорации Алексей Лихачев. По мнению аналитиков, проблема возникла не столько из-за отсутствия единого центра управления СМП, сколько из-за системного сбоя в логистике на арктических акваториях.
В связи с недавним коллапсом судоходства в восточной части Севморпути в правительстве могут вновь начать обсуждение принципов управления Арктикой. «События подталкивают нас к тому, чтобы еще раз внимательно посмотреть распределение полномочий между "Росатомом" и Минтрансом в части именно навигации по Северному морскому пути,— заявил глава "Росатома" Алексей Лихачев на встрече с журналистами.— Вполне возможно, что мы с Минтрансом обсудим этот вопрос в ближайшее время». В Минтрансе не ответили на запрос “Ъ”.
«Росатом» и Минтранс много лет вели напряженную борьбу за контроль над СМП. В результате полномочия между ними были поделены по принципу «двух ключей». В 2019 году «Росатом» получил статус единого инфраструктурного оператора. А Росморречфлот Минтранса, по сути, отвечает за навигацию. В частности, он оставил за собой право выдачи разрешений на проход судов по СМП, хотя его хотел получить «Росатом».
Минтранс выдает разрешения судам весной, при этом действуют они в течение года и вход судов на трассу не контролируется.
В ноябре 2021 года в акватории СМП, в том числе в районе Певека и Енисейского залива и у мыса Дежнева, застряли более двух десятков судов с грузами. Остановку движения вызвал ряд причин, в том числе ошибочный прогноз ледовых условий от Росгидромета, рассказывал PortNews 10 декабря руководитель дирекции СМП Вячеслав Рукша.
Вячеслав Рукша, руководитель дирекции СМП «Росатома», 10 декабря 2021 года:
«Судовладелец желает проскочить по СМП без оплаты обязательной ледокольной проводки и лезет на судах Arc4 в Арктику в ноябре!»
Также он высказался о необходимости изменить правила плавания в акватории СМП. «Общие разрешения на рейсы в Арктике должны выдаваться до конца октября, а с 1 ноября необходимо повторное индивидуальное подтверждение по предварительной заявке судовладельца,— заявил он.— Допуск будет зависеть от количества ледоколов в распоряжении». Если на всю акваторию — один ледокол и двадцать четыре судна, а путь от Певека до западного плеча СМП занимает восемь суток, то выдавать неограниченное количество разрешений недопустимо, сказал господин Рукша. В судоходных компаниях, использующих СМП, комментариев “Ъ” не дали. Степень подготовки соответствующих документов в правительстве не комментировали. В ФАС “Ъ” сообщили, что пока такой документ не поступал на рассмотрение в службу.
Однако, по мнению экспертов, централизация управления Севморпутем сама по себе не предотвратит повторение подобных кризисов.
«Проблема, которую высветил "Певекский кризис", не столько в отсутствии единого центра управления всем доступным ледокольным флотом в акватории Севморпути, сколько в нарушении самой системы перевозки грузов "северного завоза" и грузов обеспечения проектов: их несвоевременном накоплении на терминалах, несвоевременном фрахте судов и неиспользовании традиционно благоприятного более раннего периода для судоходства»,— считает глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев. Как следствие, число скопившихся на СМП судов в ожидании ледокольной проводки было рекордным для ноября последних четырех лет, отмечает он. СМП — часть Северного морского транспортного коридора от Мурманска и Архангельска до Петропавловска-Камчатского и Владивостока, на припортовых терминалах которых формируются завозимые в акваторию Севморпути грузы. Речь должна идти о создании единой системы управления логистическими потоками на арктических акваториях, полагает Михаил Григорьев.