И больше не дерись
Валерия Лебедева о конфликте «Яндекса» с конкурентами
Один из самых больших споров на интернет-рынке близок к завершению. Мои источники утверждают, что «Яндекс» и коалиция ИТ-компаний, которая жаловалась Федеральной антимонопольной службе (ФАС) на дискриминацию своих сервисов в поисковой выдаче, готовятся подписать мировое соглашение. По его условиям, «Яндекс» откроет доступ к так называемым колдунщикам (обогащенным ответам в поиске) всем заинтересованным компаниям наравне со своими сервисами. А также «добровольно» выплатит 1,5 млрд руб. в Фонд развития информационных технологий. Тем самым «Яндекс» избежит 4,4 млрд руб. штрафа за нерыночное поведение.
И хотя участники коалиции, вместе и по отдельности, целый год винили «Яндекс» в монополизме на повышенных тонах, мировая меня совершенно не удивляет. У онлайн-сервисов исходно была сильная мотивация договориться, ведь дискриминация в поиске «Яндекса» бьет по их бизнесу здесь и сейчас, а разбирательство в суде могло длиться годами. Собственно, международная практика подтверждает, что такие дела быстро не делаются: в 2017 году Евросоюз взыскал с Google €2,4 млрд из-за приоритетного показа блока с Google Shopping после семи лет разбирательств. Не факт, что все противники «Яндекса» дождались бы счастливого финала в условиях сегодняшней конкуренции.
Плюсы для «Яндекса» менее очевидны: открыв бесплатный доступ к «колдунщикам» другим, компания лишает преимуществ собственные сервисы, которые получали аудиторию из поиска на лучших условиях. Но «Яндексу» нужно думать не только о конкуренции в онлайне, но и о своем будущем в офлайн-сегментах, которые он последовательно осваивает. Это уже не ИТ-компания в традиционном понимании: на недавней ежегодной конференции «Яндекса» его топ-менеджеры больше рассуждали про курьеров и водителей, чем про разработку. Вряд ли расширению на новых рынках способствовал бы имидж кровожадного монополиста, который перекрывает воздух более слабым конкурентам просто потому, что может.
Особенно это актуально в контексте периодически возникающих идей отрегулировать экосистемы. Только недавно глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина рассуждала, что экосистемы получают аудиторию и полный набор данных о ней, «словно покупая у аборигенов за бусы», то есть государство не собирается закрыть глаза на их повсеместное распространение.
Между тем и участники рынка, и аналитики признают, что будущее российских экосистем, включая «Яндекс», целиком зависит от госрегулирования, работа над которым в самом разгаре. В таких условиях компании нужен имидж цивилизованного, понятливого игрока, который эффективно устраняет «недоразумения», не давая регуляторам повода ужесточать условия своей работы.