Да и босс с ним
Хавьер Бардем в роли владельца фабрики по производству весов
В прокат вышла производственная драма с элементами комедии Фернандо Леона де Араноа «Самый лучший босс», рассказывающая о буднях владельца фабрики по производству весов где-то на севере Испании. Картина с Хавьером Бардемом в главной роли вошла в оскаровский шорт-лист категории «Лучший иностранный фильм» и имеет неплохие шансы добраться до окончательного списка номинантов, считает Юлия Шагельман.
«Сила, равновесие, точность» — это девиз фабрики весов «Бланко», написанный на стенах главного цеха и отражающий как преимущества ее продукции, так и принципы, согласно которым управляется производство. Так любит утверждать в красивых речах, обращенных к сотрудникам, владелец фабрики, носящей его фамилию (Хавьер Бардем). «Весы Бланко» — семейный бизнес, наш герой унаследовал его от своего отца и с удовольствием играет роль патрона, который относится к своим подчиненным как к детям. Он всегда готов выслушать, пойти навстречу, вникнуть в их личные трудности и помочь чем может, а может Бланко, один из столпов регионального бизнеса, многое. Например, позаботиться о том, чтобы сына одного из старейших рабочих (Сельсо Бугальо) выпустили из тюрьмы, где он оказался за то, что вместе с дружками напал на группу подростков-мигрантов. Да, мир за стенами фабрики далек от равновесия и справедливости, но внутри сеньор Бланко делает все, чтобы эти слова не были пустым звуком, по крайней мере сам он в этом полностью уверен.
Насколько его уверенность расходится с действительностью, можно убедиться в первые же минуты экранного времени, когда Бланко собирает коллектив, чтобы объявить — с подобающе печальным лицом — о предстоящих сокращениях. Проводит он их жестко и эффективно, несмотря даже на слезы сотрудницы, которую с боссом явно связывали более чем служебные отношения. Причем она такая не первая и не последняя: не успевает за ней закрыться дверь, как Бланко уже кладет глаз на симпатичную молодую практикантку Лилиану (Альмудена Амор). Увы, полностью отдаться процессу охмурения новенькой ответственный руководитель не может, ведь у него множество других забот.
Например, один из уволенных, бухгалтер Хосе (Оскар де ла Фуэнте), устраивает перед въездом на фабрику акцию протеста, которая из скромного пикета превращается в целый перформанс. С этим ничего не могут поделать ни охранник Роман (Фернандо Альбису) — впрочем, этот любитель поэзии и бесплатного кофе больше сочувствует бывшему сотруднику,— ни сам Бланко, ни даже полиция. В то же время управляющий производством и по совместительству друг детства босса Миральес (Маноло Соло) погряз в проблемах с женой и отвлекается от работы. Да и юная Лилиана неожиданно оказывается совсем не такой простушкой, как можно было подумать вначале. И все это совсем некстати, потому что Бланко ожидает визита государственной комиссии, которая может присудить его компании важную премию, а значит, должна увидеть безупречную картинку порядка и процветания.
«Самый лучший босс» развивается как классическая комедия положений, которая на каждом витке становится все более абсурдной. Пытаясь разрешить одну проблему, Бланко немедленно вляпывается в другую, часто созданную его собственными руками. Сочувствовать ему чем дальше, тем труднее, однако блестящая игра Бардема, поддержанная слаженной работой актеров второго плана, заставляет не только проникнуться отвращением к его герою, но и понять, почему ему все-таки удается сохранять свое положение и в конечном счете выходить из любой ситуации с наименьшими потерями.
Двадцать лет назад режиссер и сценарист Фернандо Леон де Араноа вместе с Бардемом уже обращался к социальной проблематике в фильме «Солнечные понедельники» (2002), удостоенном пяти национальных кинопремий «Гойя». Там актер играл рабочего судоверфи, уволенного беспринципными хозяевами,— полную противоположность Бланко. Спустя годы симпатии де Араноа остаются на стороне «маленького человека», но его взгляд на родные испанские реалии становится гораздо более пессимистичным, циничным и сдобренным изрядной дозой черного юмора. В отличие от «Солнечных понедельников», «Самый лучший босс» уже не слишком уповает на моральную цельность и чистоту народа, а по отношению к хозяевам жизни и вовсе утратил всякие иллюзии: несмотря на красивые лозунги, побеждают по-прежнему те, кто и так неплохо устроен, и все, что остается,— это найти в такой ситуации смешную сторону.