Дипломатия потерпела понижение
Российский рынок не может оправиться от геополитики
Нагнетание геополитической напряженности на этот раз со стороны западных политиков отбросило российские фондовые индексы к многомесячным минимумам. За день они потеряли 6,5–7,3%, за четыре дня распродажи — 13–15%. Активно избавлялись от российских акций как местные, так и иностранные инвесторы, в том числе на фоне принудительного закрытия длинных позиций. При этом высокие цены на нефть не удержали котировки акций, однако сохранили позиции рубля.
Масштабная игра на понижение российского фондового рынка продолжилась четвертый день подряд. Во вторник, 18 января, уже на открытии торгов ведущие фондовые индексы обвалились на 3–3,6%. По итогам торгов индекс РТС остановился на отметке 1367,5 пункта, что на 7,3% ниже закрытия понедельника. Индекс Московской биржи снизился за день на 6,5%, до 3328,9 пункта. В результате индексы продемонстрировали самое существенное падение с 10 марта 2020 года, откатившись к минимумам с февраля прошлого года. С середины прошлой недели российские индексы потеряли 13–15%, показав худший результат на мировом рынке. По данным агентства Bloomberg, ведущие европейские индикаторы изменились в пределах 1%, американские индексы снизились на 2–2,5%.
Причина падения осталась прежней — геополитическая нестабильность в отношениях России и Запада.
Если на прошлой неделе ситуацию накалили слова российских чиновников, то на этой неделе ее обострили заявления западных политиков. Россия «играет с огнем», заявил вице-канцлер Германии Роберт Хабек. Великобритания уже начала поставлять противотанковые комплексы, а США пообещали поставки противотанковых (Javelin) и зенитных (Stinger) комплексов. Инвесторов беспокоят и планы России и Белоруссии провести совместные военные учения. В таких условиях рекордные цены на нефть отошли на второй план. По данным Reuters, во вторник стоимость североморской нефти Brent на спот-рынке достигала отметки $90,9 за баррель, максимума с 9 октября 2014 года.
Такая иррациональность инвесторов связана с высоким вкладом паники и технических факторов. «Еще вчера при отсутствии американских инвесторов рынок был относительно стабильным. Во вторник рынок опять находится под давлением»,— отмечает директор по продажам департамента операций с акциями BCS Global Markets Зураб Казбеги. По словам ведущего аналитика отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Олега Сыроваткина, ситуация обусловлена принудительным закрытием длинных позиций из-за маржин-коллов. По мнению Зураба Казбеги, вынужденные продажи могли быть со стороны локальных участников и розничных инвесторов, кто играл на отскок. «Ловить "падающий нож" (обвальное падение рынка.— “Ъ”) — дело неблагодарное»,— отмечает господин Сыроваткин. «К продажам западных хедж-фондов присоединились международные long-only фонды без лимита продаж»,— отмечает управляющий активами УК «Ингосстрах-Инвестиции» Александр Дорожкин.
Вместе с тем обвал на фондовом рынке оказал ограниченное влияние на российскую валюту.
В ходе основной торговой сессии курс доллара хотя и поднимался на 79 коп., до отметки 76,87 руб./$, но по ее итогам остановился на отметке 76,7 руб./$. Поддержку российской валюте оказывает возросшая активность экспортеров. «Цены на нефть на многолетнем максимуме, профицит текущего счета может превышать $15 млрд в месяц, а впереди налоговые выплаты. Текущие уровни привлекательны для продажи валюты со стороны крупных экспортеров»,— поясняет главный экономист ING Дмитрий Долгин.
Причин для оптимизма пока немного. «Размер геополитической премии за риск может расти довольно долго и достигать десятков процентов в отдельных акциях. Это затрудняет прогнозирование уровней, на которых рынок развернется вверх или хотя бы прекратит снижаться»,— отмечает Олег Сыроваткин. Впрочем, новость о предложении НАТО продолжить переговоры в ближайшее время, а также планы встречи глав внешнеполитических ведомств РФ и США вселяют надежду, что компромиссы могут быть найдены. «При таком сценарии, учитывая высокую цену на нефть, считаем вероятным, что российский рынок может достаточно быстро восстановиться, но катализатором этого процесса могут послужить только изменение в риторике по вопросам расширения НАТО и конкретные шаги по деэскалации обстановки вокруг Украины»,— отмечает Зураб Казбеги.