УФАС пройдется по «башкирским дворикам»
Прокуратура республики нашла нарушения при реализации госпрограммы
УФАС по Башкирии инициировало проверку в отношении госкомитета Башкирии по конкурентной политике по заявлению республиканской прокуратуры. Надзорное ведомство считает, что заказчик в нарушение закона «О защите конкуренции» сознательно укрупнил лоты при заключении госконтрактов на общую сумму 750 млн руб. при реализации программы «Башкирские дворики». Юристы считают, что нарушение антимонопольного законодательства в действиях заказчика действительно есть.
Управление ФАС по Башкирии проверит законность действий госкомитета Башкирии по конкурентной политике при проведении трех электронных аукционов по отбору подрядчика ремонта дворовых территорий в рамках республиканской программы «Башкирские дворики». Всего госкомитет заключил 21 госконтракт на общую сумму 750 млн руб.
В антимонопольное ведомство обратилась прокуратура Башкирии, которая, изучив документы торгов, пришла к выводу, что их условия ограничивают конкуренцию: работы на различных объектах, объединенные в один лот, могли привести «к сокращению круга участников по предмету закупки», следует из материалов УФАС.
Рассмотрение материалов прокуратуры назначено на 11 февраля.
По данным сайта госзакупок, самый крупный лот стоимостью 320 млн руб. получило ООО «Дортрансстрой». Компания заключила контракты на благоустройство дворов с администрациями Уфы, Бирска, Благовещенска и Давлеканово. Остальные два лота стоимостью 290 млн и 140 млн руб. достались ООО «Рефстройпроект». Один из них включал в себя десять госконтрактов по благоустройству дворов в Сибае, Межгорье, Учалах, Ишимбае, Мелеузе, Кумертау, Салавате, Белорецке, Баймаке и Стерлитамаке. В состав другого входили работы в Агидели, Белебее, Янауле, Дюртюлях, Октябрьском, Нефтекамске и Туймазах.
По данным «СПАРК-Интерфакс», уфимское ООО «Рефстройпроект», принадлежащее Гузель Даутовой, было зарегистрировано в 2014 году. В 2020 году выручка от продажи составила 152 млн руб., чистая прибыль — 1,3 млн руб. С января 2021 года компания заключила 21 госконтракт на сумму 469 млн руб.
ООО «Дортрансстрой» — крупнейший башкирский подрядчик по строительству дорог. Выручка в 2020 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», составила 5,2 млрд руб., чистая прибыль — 60 млн руб. С января 2021 года компания подписала 21 госконтракт на 1 млрд руб.
Программа «Башкирские дворики» реализуется в республике с 2019 года. В прошлом году, по данным правительства республики, на благоустройство 140 дворов было потрачено 742 млн руб. Средства предоставлялись из бюджета республики, муниципальных образований и внебюджетных источников. Перечень работ, согласно проектной документации, включал установку видеонаблюдения, демонтаж старых конструкций, строительство тротуаров, проезжих частей, игровых и хозяйственных площадок, асфальтирование, освещение и озеленение дворов.
В Госкомитете Башкирии по конкурентной политике заявили, что решение о мерах ответственности каждой из сторон будет принято по результатам рассмотрения дела. Причину объединения объектов закупки в один лот в ведомстве не назвали, предложив обратиться за разъяснениями «к ответственным заказчикам».
В прокуратуре Башкирии на запрос «Ъ» оперативно не ответили.
Как сообщал «Ъ», в июне 2021 года комиссия УФАС по Башкирии, рассмотрев жалобу региональной прокуратуры, признало Управление дорожного хозяйства нарушившим закон «О защите конкуренции». Выяснилось, что заказчик при размещении 15 электронных аукционов на определение подрядчика содержания дорог в 54 районах Башкирии на общую сумму более 7 млрд руб. допустил укрупнение лота закупки, что привело к значительному увеличению сумм обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, исключив возможность участия в торгах «отдельных участников рынка». Все контракты были заключены с АО «Башкиравтодор». Тогда УФАС не выдало предписание об устранении нарушения из-за невозможности приведения закупки в первоначальное состояние.
Управляющий партнер «Бэйсик консалтинг» Рауль Сайфуллин отмечает, что укрупнение лота по территориальному признаку может быть оправдано координацией взаимодействия между несколькими муниципалитетами, например, межмуниципальные пассажирские перевозки или вывоз мусора из ряда районов на близлежащий полигон. «В остальных случаях такой барьер отсекает от участия подрядчиков, заинтересованных в выполнении работ на территории одного муниципального образования, поэтому формирование лота в рассматриваемой ситуации, безусловно, привело к ограничению конкуренции»,— считает он.
Адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле также указывает на необходимость наличия связи предметов закупки, в противном случае антимонопольный орган увидит признаки нарушения: «Если в результате укрупнения лота найдется участник, который мог бы выполнить отдельный вид работ, но не может выполнить весь лот, значит, конкуренция таким образом могла быть нарушена».