Экстренной посадке Ryanair вынесли приговор
Какие выводы относительно произошедшего в Минске сделала ICAO
Информацию о минировании самолета Ryanair, который был посажен в Минске прошлым летом, признали заведомо ложной. Международная организация гражданской авиации (ICAO) не нашла ни звонков, ни электронных писем, которые бы подтвердили источник сообщения. Кроме того, не оказалось ни бомбы, ни следов ее существования. ICAO не стала приписывать отправку сообщения о взрывчатке какой-либо стране. Самолет летел из Афин в Вильнюс, на борту был активист и бывший главный редактор Telegram-канала Nexta Роман Протасевич со своей девушкой Софьей Сапегой, которых сразу после посадки арестовали.
Белорусские власти заявляли, что информация о минировании поступила в минский аэропорт и несколько других воздушных гаваней из Швейцарии. Аэропорты Вилюнюса и Афин получение подобных сообщений опровергали. Подробнее об инциденте — в справке “Ъ FM”:
23 мая прошлого года самолет Ryanair совершил незапланированную посадку в Минске. Борт летел из Афин в Вильнюс. В самолете находился бывший главред Telegram-канала Nexta Роман Протасевич и его девушка — россиянка Софья Сапега. При посадке их задержали белорусские силовики. Протасевича обвинили по трем статьям, включая разжигание ненависти и организацию массовых беспорядков после президентских выборов в августе 2020-го.
Сапегу обвинили в разжигании социальной вражды. С июня прошлого года оба находятся в Белоруссии под домашним арестом. Им грозит длительное тюремное заключение. Александр Лукашенко заявил, что сигнал о минировании самолета Ryanair поступил из Швейцарии и был направлен в три аэропорта: в Минск, Вильнюс и Афины. Впрочем, власти Греции и Швейцарии заявили, что ничего не знали о минировании и не отправляли в Белоруссию сообщений на эту тему.
Швейцарская компания Proton Technologies AG, чьим почтовым сервисом пользовались отправители сообщения о минировании, заявила, что электронное письмо пришло на почту минского аэропорта уже после того, как самолет перенаправили в сторону Белоруссии.
Выводы, к которым пришли эксперты ICAO, будут рассматриваться на заседании ее членов 31 января. Организация выражает серьезную озабоченность инцидентом и явным вынужденным отклонением рейса от курса. К самому экипажу в этом случае претензий быть не может, уверен заслуженный пилот России Виктор Саженин. По его словам, командиры всегда сажают борт, когда им поступает сообщение о минировании:
«Если экипажу поступает такая информация, то у него нет ни времени, ни тем более возможностей определить источник. Командир принимает решение о посадке на ближайшем аэродроме в соответствии с правилами, которые существуют для всего мира. Это его прерогатива, потому что он оценивает и несет ответственность, это предписано его руководящими документами.
Когда человек назначается на должность командира, он ответственен за все, прежде всего, за безопасность полета. Поэтому принимают решение не диспетчеры на земле — у них более узкие обязанности — управлять воздушным движением. За все, что происходит на этом борту, отвечает один человек.
Странно, что ICAO этим занималась, она должна признать правильность или неправильность действий экипажа, который получил это сообщение, но никак не анализировать источники получения информации».
После посадки самолета с Романом Протасевичем на борту в отношении Минска ввели санкции. Евросоюз закрыл свое воздушное пространство для белорусских авиакомпаний и рекомендовал своим перевозчикам летать в обход республики. США также ввели ограничения на полеты над страной. Выводы экспертов ICAO вряд ли приведут к еще большим ужесточениям, считает летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин:
«Не думаю, что сейчас будет проводиться какие-то серьезные мероприятия в отношении Белоруссии. Такие решения обязательно необходимы для того, чтобы впредь больше такого не было. Я думаю, что ICAO не будет вводить никаких санкций, это не в ее компетенции, организация обеспечивает все, что связано с безопасностью полетов. Остальными вопросами будут заниматься политики, дипломаты. Но в принципе это дело бесперспективное».
В отчете ICAO, который пока не опубликован, говорится, что электронное письмо с угрозой взрыва поступило в аэропорт Минска в 12:56, когда самолет уже готовился к экстренной посадке. В предоставленном белорусской стороной скриншоте письма время получения другое — 12:25. Организация, помимо прочего, указала на нарушение Белоруссией стандартных процедур. Например, в аэропорту одному из членов экипажа разрешили остаться на борту на время обыска, хотя при угрозе взрыва лайнер должны покинуть все.