Детский сад с конфискацией имущества
Нижегородские депутаты поддержали федеральный закон о принудительном изъятии земли
В Земельный кодекс РФ вносятся изменения по принудительному изъятию земель через процедуру выкупа у бизнеса и граждан для строительства школ, детских садов и больниц. Законопроект поддержали депутаты градостроительного комитета нижегородского заксобрания. Они уверены, что другого способа обеспечить жителей социальной инфраструктурой нет. Против изменений выступил только депутат Дмитрий Малухин. Он считает эту инициативу нарушением права на частную собственность и уверен, что добиться от власти адекватной выкупной стоимости на недвижимость очень сложно, поэтому процесс изъятия будет похож на конфискацию.
Сейчас по Земельному кодексу РФ в список проектов, для которых разрешено принудительно выкупать землю у частных собственников, включены объекты энергетики и обороны, автотрассы, федеральные и региональные железные дороги, линии электропередач и предприятия космической отрасли. Совет Федерации предлагает дополнить список ст. 49 Земельного кодекса РФ детскими садами, школами, больницами и другими объектами социальной инфраструктуры. В законопроекте особо отмечается необходимость строительства и реконструкции этих объектов на уже застроенных городских территориях. Глава градостроительного комитета законодательного собрания Нижегородской области Василий Суханов представил федеральный законопроект и подчеркнул, что инициатива имеет «особую значимость» и для Нижнего Новгорода из-за начала программы по комплексному развитию территорий. «В центре города существует большое количество жилья с высокой степенью износа. При застройке старых районов многоэтажными домами жителей нужно обеспечить социальной инфраструктурой», — пояснил Василий Суханов и выразил уверенность, что закон не встретит критики.
Однако председатель комитета ошибся. Его коллега Дмитрий Малухин заявил, что считает федеральную инициативу «абсолютно вредной», поскольку она нарушает права на частную собственность.
«Мы знаем, как изымаются участки, — они выкупаются по ценам ниже рыночных. Есть случаи, когда при выплате компенсаций за землю и недвижимость люди получают меньше, чем заплатили при их покупке. Фактически происходит не выкуп, а конфискация — иначе эту практику изъятия назвать сложно», — возмутился господин Малухин. Он уверен, что введение новой нормы по изъятию земли навредит инвестиционному климату: «Бизнес поймет, что его право на частную собственность могут ограничить в любой момент, а выиграть суд у государства почти невозможно». Василий Суханов заявил, что господин Малухин неверно трактует изъятие земли — как национализацию. «Я трактую так, как это происходит», — парировал депутат.
После депутатской перепалки присутствовавший на заседании комитета гендиректор Нижегородской девелоперской компании и депутат гордумы Михаил Иванов сообщил, что благодаря действующим нормам по изъятию земель в городе удалось реализовать крупные инфраструктурные проекты, например построить метромост. «В городе есть территории под комплексную застройку, и у власти нет других возможностей для строительства социальной инфраструктуры в этих районах кроме изъятия земель. Вопрос справедливости выкупа у нас вставал при расселении аварийного жилья. Почти 60% согласились с предложенными условиями, 40% ходят в суды и отстаивают свое мнение», — привел пример из общегородской практики господин Иванов.
Вице-спикер заксобрания Ольга Щетинина отметила, что механизм «выкупа земли без права на отказ» действует недавно и действительно важно, как он используется властью: «Предприниматели при планировании своей деятельности должны понимать, как градостроительная ситуация будет развиваться на годы вперед. В свою очередь власть должна избегать соблазнов и рассматривать всего один вариант строительства школы или больницы».
Глава минимущества Сергей Баринов заявил, что при комплексной застройке территорий правительство руководствуется интересами большинства. «Город развивается, и возникает массовая потребность в новых объектах социальной инфраструктуры. Если цепляться за каждую развалюху, которой оставалось несколько лет жизни, никакого развития не будет», — уверен министр.
Нижегородский бизнес-омбудсмен Павел Солодкий считает, что на территории Нижнего Новгорода достаточно земли, скупленной гражданами и бизнесом в 1990-е годы и не используемой по назначению, которую необходимо изымать, вопрос справедливой оценки стоит остро. «Для ее проведения привлекаются компании из других регионов, которые даже не присылают в Нижний Новгород своих экспертов. В итоге назначается цена, далекая от рыночной.
Другая задача — правильно оценить стоимость здания с учетом действующего в нем производства. Не всегда за предлагаемую выкупную цену можно быстро организовать и запустить предприятие на новых площадях.
В нашей практике уже был случай, когда при подготовке к чемпионату мира по футболу требовалось перенести пищевое производство, работающее по долгосрочным договорам с торговыми сетями. Собственника поставили перед фактом, и предприниматель вынужден был в суде доказывать, что стоимость его объекта в разы выше, чем оценка, произведенная нанятой государством компании. Суд встал на сторону бизнесмена, и он получил адекватную плату», — заявил господин Солодкий. Бизнес-омбудсмен добавил, что закон об изъятии участков в градостроительных целях нужен, но в нем должно быть прописано соблюдение прав собственников, «причем де-факто, а не де-юре».
По итогам обсуждения большинство депутатов проголосовали за внесение изменений в Земельный кодекс. Переубедить Дмитрия Малухина им не удалось, и он единственный проголосовал против.