«Для британских трудящихся — это мечта»
Корреспондент “Ъ FM” в Лондоне — об эксперименте Four-day workweek
В Великобритании начался эксперимент с четырехдневной рабочей неделей. Как пишет The Times, пока в нем участвуют шесть крупных работодателей, среди которых производитель фототехники Canon, банк Atom и несколько университетов, в том числе Оксфордский и Кембриджский. Еще 20 компаний присоединятся к эксперименту в течение месяца. Проект Four-day workweek предлагает компаниям попробовать так называемую модель «100:80:100», которая означает 100% зарплаты за 80% рабочего времени при сохранении 100% производительности труда. Эксперимент продлится полгода. Как к идее отнеслись сами британцы? Рассказал собственный корреспондент “Ъ FM” В Лондоне Андрей Остальский.
Кажется, что местные журналисты очень увлеклись этой идеей, кругом один оптимизм. В пример приводят Исландию, когда в подобном эксперименте на протяжении четырех лет — с 2015 года по 2019 год — участвовал 1% рабочей силы.
В соцсетях все-таки больше скепсиса: люди пишут, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Как вдруг сотрудники будут работать меньше на целый рабочий день, производить столько же и получать такую же зарплату? Что-то здесь не то. Как бы сказали в России — бесплатный сыр только в мышеловке. Понятно, что такой формат работы подойдет не для всех.
Если посмотреть на Исландию, казалось бы, триумф. Там, конечно, живут очень организованные и педантичные люди. Им, наверное, было легче осуществлять этот эксперимент. С его начала прошло уже три года, но вся страна не готова взять и всю свою рабочую силу перевести на четырехдневную рабочую неделю. Все это, конечно, гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
В Великобритании есть мнение, что для некоторых компаний это вообще выход из создавшегося кризисного положения, так как не хватает рабочей силы, надо повышать зарплату.
А в таком случае можно и не увеличивать гонорары, а оставить их на том же уровне.
Зато сокращение рабочей недели может помочь добиться чуть более высокой производительности труда. Для кого-то важный или даже решающий фактор.
При этом некоторые предприятия — их не так много — называют, например, ресторан Aizle в Эдинбурге — сами без всякого эксперимента так работают, пробуют разные варианты, добавляют одну лишнюю рабочую пятницу в месяц.
Конечно, для британских трудящихся, будь то полицейские или пожарные, «четырехдневка» — это мечта. Работа у них очень напряженная, им нужно больше времени для досуга. Опять же одно дело — теория, другое дело — практика. Что делать, например, скорой помощи, полиции, пожарной охране? Пока такой график работы для них трудно представить.
Что касается участия в эксперименте университетов, не уверен, что им сократят учебные часы. Вероятно, основная роль и Кембриджского, и Оксфордского университета, и Бостонского колледжа сводится к поддержке компаний-участников. Скорее всего, будет оказана информационная поддержка, проведут научные исследования.
.