Бизнес жалуется на самочувствие
Розничная торговля в Удмуртии по-прежнему испытывает экономические сложности
Индекс предпринимательской уверенности в сфере розничной торговли в Удмуртии снизился в четвертом квартале 2021 года. Согласно Удмуртстату, только 7% опрошенных предпринимателей назвали экономическую ситуацию в этой сфере благоприятной. Эксперты считают, что местному бизнесу трудно конкурировать с федеральными торговыми сетями. На самочувствие розницы, по их словам, повлияли также дефицит некоторых товаров и низкая платежеспособность населения.
Более четверти опрошенных в четвертом квартале 2021 года предпринимателей розничной торговли в Удмуртии посчитали экономическую ситуацию в данной сфере неблагоприятной. По данным Удмуртстата, противоположное мнение высказали лишь 7% опрошенных. Две трети предпринимателей назвали ситуацию удовлетворительной.
Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, также стал ниже. С нулевого значения в третьем квартале 2021 года он опустился до отрицательного и составил -4,1 п.п.
Важными факторами, оказывающими влияние на данную отрасль, предприниматели назвали конкуренцию с сетевыми магазинами и сложную эпидемиологическую ситуацию. За последний год количество ИП, зарегистрированных в розничной торговле, снизилось на 2% и составило на 1 октября 2021 года 9,6 тыс. Компаний, продающих товары через интернет, стало в два раза больше, чем годом ранее. Их доля составила около 10% занятых в торговле ИП.
По данным Удмуртстата, оборот розничной торговли в январе-ноябре 2021 года составил 237,8 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 3,1% больше, чем за тот же период 2020 года.
По словам директора консалтингового агентства Центр бизнес-аналитики Михаила Алексеева, розница сейчас сталкивается со снижением уровня потребления. «Люди более закредитованы, из-за чего вынуждены экономить. Того расцвета розничных точек, который был в конце 2019 года, и по инерции еще оставался в 2020-м, сейчас нет. В нынешних условиях выживут лишь самые эффективные и крупные бизнес-модели»,— считает Михаил Алексеев.
При этом меры поддержки, которые бизнес получал в период пандемии, общей ситуации в розничной торговле не изменили, уверен господин Алексеев. Эксперт полагает, что доходы населения продолжат снижаться, а тенденция к выборочному сокращению потребления сохранится.
Приход крупных игроков на рынок Удмуртии ведет к снижению спроса на более мелкие магазины, снижая их число, полагает общественный представитель по направлению «Технологическое предпринимательство» в Агентстве стратегических инициатив, сопредседатель удмуртского отделения «Деловой России» Роман Вахитов. Сейчас, по его словам, местным магазинам приходится конкурировать с такими крупными федеральными сетями как «Магнит», «Лента», «Пятерочка» и «Леруа Мерлен».
Также на снижение покупательского спроса влияет несоответствие роста цен и уровня заработных плат, объяснил эксперт.
«За последние два года повышение цен наблюдается во всех отраслях. Но изменение цен и уровень заплат бывает несопоставим. А это также влияет на спрос, выручку предпринимателей и, как следствие, их жизнеспособность»,— сказал Роман Вахитов.
Как отметил председатель УРО «Опоры России» Николай Мамаев, высокая конкуренция в последний год была вызвана не только давлением крупных торговых сетей, но и дефицитом некоторых видов товаров. «В минувшем году в республике совсем не было грибов, из-за чего вырос спрос на шампиньоны. Похожая ситуация была с ягодами и некоторыми другими продуктами, которые приходилось заменять другими. И у магазинов конкурентная борьба возникал не за то, чтобы продать товар, а чтобы его выгодно закупить и, соответственно, продать дешевле чем у остальных»,— уточнил господин Мамаев.