Яхты взяли курс на дефицит
Почему количество желающих купить лодку превысило предложение
Мировые продажи яхт в 2021 году выросли в два раза по сравнению с 2020-м. Продавцы заработали больше €4 млрд против €2 млрд. Это данные аналитиков из The Superyacht Agency. В то же время количество проданных лодок в 2021-м увеличилось всего на 46 единиц. Речь идет о так называемых суперяхтах длиннее 30 м. Аналитики ожидают, что в 2022 году рост продаж останется высоким.
Спрос на яхты сейчас намного больше, чем предложение, говорит управляющий партнер Burevestnik Group Андрей Бойко. По его мнению, ключевым фактором популярности лодок стало стремление людей к уединенному отдыху во время пандемии: «Спрос увеличился очень сильно — это подтвержденный факт. И речь идет не только о мегаяхтах, но и о совсем небольших лодках.
На мой взгляд, причина очень проста: люди поняли, что яхта — очень комфортный способ самоизоляции.
Дело в том, что все связанные с путешествиями ограничения на них практически не распространялись, или, по крайней мере, не были такими жесткими, как при пребывании на берегу. Россияне активно интересовались покупкой яхт в силу тех же самых причин.
Требования покупателей при этом изменились, они снизили потребности. Сам рынок на данный момент смотрит только в сторону производителя, а от клиентов он отвернулся из-за огромного спроса. Сейчас просто нечего покупать. Фактически все лодки производства 2022 года уже распроданы, а заявки производителей очень оптимистичны. Спрос точно будет подниматься, как и цены, он значительно выше, чем возможности производителей».
Аналитики The Superyacht Agency предполагают, что в 2021-м спрос вырос из-за ослабления некоторых COVID-ограничений по всему миру.Тем не менее годом ранее аренда суперяхт не была популярна среди россиян, говорит управляющий партнер консьерж-клуба Quintessentially Кирилл Левадный.
По его словам, основным препятствием стали закрытые для граждан страны с выходом к Средиземному морю: «Недавно разговаривал с брокером, который обычно помогает нам бронировать яхты, потому что эта деятельность в мире лицензирована. При том, что он работает с довольно крупной компанией, 2021 год у него был не то что провальным, а просто отсутствовал. По его словам, он получил только пару запросов. Из них один поступил из России, и клиент успел в последний момент из-за полной неопределенности в связи с пандемией. Яхты обычно бронируют за как минимум несколько месяцев. А такая глубина продаж в 2021 году не всегда была возможна.
Большинство стран все равно были закрыты, то есть официально въехать в Италию или во Францию и походить в Средиземном море возможности не было, поэтому оставались только Греция и Турция, но это довольно специфический рынок.
В Турции, например, выбор яхт очень небольшой, а в Греции все очень сильно зависит от погоды. Может быть, в 2022 году что-то поменяется, но пока даже запросов не было, хотя в хорошие времена на этапе февраля-марта уже начинались брони на лето, потому что нормальные лодки уходили довольно быстро».
Одной из самых дорогих яхт, проданных в 2021 году, считается Octopus сооснователя Microsoft Джоди Аллена. Последний раз 186-метровую исследовательскую лодку выставляли за €235 млн. Новой яхтой в 2021-м обзавелся и российский миллиардер Роман Абрамович. Стоимость его 145-метровой лодки Solaris оценивается минимум в €250 млн.