Неоднокрафтные попытки
Крупные пивовары разбавляют портфель брендов
Крупнейшие производители пива в России продолжают пополнять портфель крафтовыми сортами. Так, Московская пивоваренная компания (МПК, бренды «Жигули», «Хамовники») стала владельцем «Волковской пивоварни» с брендами «Волковская», «Светлячок». МПК уже разливает основной объем этой продукции, а сделка позволит снять риски перепродажи марок третьим лицам.
ЗАО МПК 23 декабря 2021 года стало владельцем 99% ООО «Волковская пивоварня», следует из ЕГРЮЛ. «Волковская пивоварня» — один из самых известных производителей крафтового пива в России. Выпускает продукцию под брендами India Pale Ale (IPA), American Pale Ale (APA), Stout, Pilsner, «Волковская», «Светлячок», «Волчок». До вхождения в капитал МПК 49% «Волковской пивоварни» владел Максим Седунов, по 20% было у Михаила Ершова и Юрия Лобанова, а 11% у Дениса Кима. Господин Седунов сохранил 1%.
МПК запущена в 2008 году Евгением Кашпером и Александром Лифшицем, создателями «Пивоварен Ивана Таранова» (ПИТ), которые в 2005 году приобрела Heineken примерно за $500 млн. МПК управляет заводом в Мытищах мощностью 80 млн дал в год, где выпускает бренды «Жигули Барное», «Хамовники», «Трехгорное» и др. Также производит по лицензиям Bavaria, Faxe, выступает эксклюзивным импортером Budweiser Budvar, Krombacher, Clausthaler и т. д. В 2020 году выручка МПК выросла примерно на 12%, до 25,79 млрд руб., чистая прибыль была 1,36 млрд руб.
«Волковская пивоварня» уже разливает основной объем на мощностях МПК, которая также занимается дистрибуцией большей части портфеля компании, рассказывают собеседники “Ъ” на рынке.
Также у пивоварни есть два небольших собственных цеха разлива в Москве и Петербурге и несколько магазинов. В 2020 году выручка компании составила 101,77 млн руб., чистая прибыль — 10,28 млн руб.
Гендиректор «Волковской пивоварни» Алексей Аксель уточнил “Ъ”, что из состава учредителей вышли несколько человек, которые были связаны с производственной частью. По его словам, компания некоторое время работала параллельно с МПК, после чего «было решено провести объединение». Условия сделки он не раскрыл. В МПК комментарий не предоставили.
Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман отмечает, что сделка может быть следствием реализации опциона, существовавшего с начала проекта. По его словам, переход бренда под контроль производителя и дистрибутора снимает риски перепродажи марки третьим лицам и позволит сохранить преемственность и привлекательность для сетей и потребителей.
Дмитрий Шпаков, президент AB InBev Efes, в интервью “Ъ” в марте 2021 года:
«Привычка употреблять пиво никуда не делась».
Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (BUD, Stella Artois, Corona Extra) Ораз Дурдыев говорит, что крафтовое пиво занимает около 3% российского рынка и доля растет. Согласно Nielsen, в 2021 году продажи в объемах увеличились на 27%, а годом ранее рост составил 66%, уточняет он. В Heineken отмечают, что в России нет единого определения крафта, поэтому нет и универсального подхода к анализу сегмента. В компании оценивают долю категории во всех каналах продаж в 5–10%, подтверждая, что есть потенциал роста. Ораз Дурдыев добавляет, что в 2021 году увеличился спрос на импортный крафт, который обогнал по объемам крафтовое пиво российского производства.
Переход «Волковской пивоварни» в собственность крупного игрока укладывается в тренд по начавшейся консолидации российского рынка крафтового пива.
Так, структура Carlsberg Group (включает «Балтику») «Хоппи Юнион» в 2021 году приобрела доли в новосибирской «Ар Си Брю» (бренд Brew Moose) и пензенской пивоварни Konix Brewery (см. “Ъ” от 7 июня 2021 года). В «Балтике» отказались от комментариев.
Однако основатель сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин полагает, что большая часть крафтовых пивоварен в России «плохо подходит для поглощения крупными игроками». По его словам, такие предприятия часто оформлены на нескольких собственников, права на торговые знаки могут быть не закреплены, ведение бухгалтерии не отвечает современным стандартам, дистрибуция ограниченна. А представляющие интерес компании, добавляет господин Желагин, либо не продаются, либо могут стоить слишком дорого.