Командированные разлетелись по России
Спрос на отели со стороны деловых туристов восстановился
По итогам 2021 года российский рынок делового туризма полностью восстановился и достиг показателей 2019 года, констатируют в «Аэроклубе». При этом заметный рост спроса показали пятизвездные отели на фоне незначительного удорожания номеров. Аналитики ждут, что бизнес больше не будет воздерживаться от деловых поездок даже на фоне распространения нового штамма COVID-19.
Спрос на гостиничную инфраструктуру России со стороны бизнеса полностью восстановился и достиг показателей 2019 года. Об этом говорится в исследовании «Аэроклуба». А относительно 2020 года объем бронирований вырос на 91%.
В частности, по подсчетам аналитиков, заметный прирост в 2021 году показали пятизвездные гостиницы, спрос на которые увеличился на 10% по сравнению с 2019 годом, а их доля среди бизнес-туристов возросла с 7% до 9%. Число бронирований в отелях категорий четыре и три звезды сократилось на 12% и 13%, а доля сегментов размылась с 42% до 37% и с 39% до 34% соответственно. В Space Travel также отметили заметный рост бронирования пятизвездных гостиниц деловыми туристами на MICE-мероприятия в 2021 году.
Средняя стоимость размещения в российских отелях серьезно не изменилась.
Так, следует из данных «Аэроклуба», номер в пятизвездном отеле за два года в среднем подорожал на 5%, до 7,2 тыс. руб. Средняя стоимость номеров в отелях категории четыре и три звезды осталась на уровне 2019 года — 4,8 тыс. руб. и 3,6 тыс. руб. соответственно. По оценкам «Аэроклуба», самыми дорогими по стоимости размещения для бизнес-туристов в 2021 году стали:
- Санкт-Петербург (6,4 тыс. руб. за номер),
- Москва (5,5 тыс. руб.),
- Сочи (5,3 тыс. руб.).
Партнер Cushman & Wakefield Марина Усенко отмечает, что после четырех волн COVID-19 московские отельеры адаптировались к работе в условиях нестабильного и колеблющегося спроса и средняя стоимость номера приблизились к уровню до пандемии.
По данным «Аэроклуба», основной спрос на командировки в 2021 году сформировали представители добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики, которые увеличили число бронирований на 38% с 2019 года. Кроме того, на 13% вырос спрос на гостиницы у работников ритейла, на 20% — у IT-компаний, а сократили число бронирований фармацевтический бизнес и сфера товаров повседневного спроса (FMCG), подсчитали в «Аэроклубе». Среди наиболее популярных направлений для бизнес-туристов в компании называют Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Управляющий директор «Аэроклуба» Юлия Липатова ожидает, что спрос на командировки по России будет по-прежнему расти.
«Все привыкли жить под угрозой COVID-19, многие привились или переболели, и компании, которые сдерживали командировочную активность, начнут к ней возвращаться в полной мере»,— отмечает она. Так, указывает госпожа Липатова, распространение штамма «омикрон» не приводит к спаду бронирований, что дает основания полагать, что бизнес больше не будет воздерживаться от деловых поездок. По прогнозам «Аэроклуба», в 2022 году спрос на российскую гостиничную инфраструктуру со стороны бизнес-туристов может вырасти на 15–20%.