«Аллея кошмаров» разоблачает магию
Почему новую картину Гильермо дель Торо нелегко смотреть
Нью-Йорк 1940-х, мир экстрасенсов и роковая афера. В российский прокат вышел нуар Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров» с Брэдли Купером в главной роли. Фильм от автора оскароносной «Формы воды» рассказывает об аферисте, который притворяется, что слышит мертвых. В отличие от других популярных картин Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров» не содержит элементов фантастики. А кроме Брэдли Купера в ней появляются Кейт Бланшет и Уиллем Дэфо. Чем пугает новый фильм режиссера? И сможет ли он побороться за «Оскар»?
Мексиканец Гильермо дель Торо, обычно создающий в картинах волшебные миры в своем новом нуаре «Аллея кошмаров», напротив, разоблачает магию. Главный герой фильма — молодой фокусник Стэн Карлайл — зарабатывает тем, что читает чужие мысли на уличных ярмарках. Он объединяется с напарницей-психиатром и начинает убеждать состоятельных людей в том, что способен общаться с миром мертвых. На пути ему попадается идеальная жертва — влиятельный миллионер, но Карлайл терпит поражение и становится заложником собственного обмана.
В основу «Аллеи кошмаров» лег одноименный роман Уильяма Линдсей Грэшема. В1940-х его уже экранизировали, в итоге картина стала классикой нуара. У римейка дель Торо, судя по всему, есть все шансы повторить успех, в англоязычной прессе большинство отзывов о новой аллее кошмаров положительные.
Одной из самых сильных ее сторон называют звездный актерский состав: афериста-медиума сыграл Брэдли Купер, его жену — «девушка с татуировкой дракона» Руни Мара, а рокового терапевта — Кейт Бланшетт.
К драматургии претензий оказалось больше. Но как пишет The Observer, несмотря на затянутость и сбивчивость повествования, оторваться от «Аллеи кошмаров» невозможно. Все дело в выразительных визуальных эффектах, делится впечатлениями кинокритик Егор Москвитин: «Он напоминает не столько фантастические фильмы дель Торо, сколько, например, "Черную орхидею" Брайана Де Пальмы или какие-то старые картины в жанре нуар. В этот раз мы сталкиваемся с, во-первых, отрицательным героем, который чуть ли не впервые в фильмографии дель Торо выходит на первый план. Во-вторых, с темой не любви, а соперничества, конкуренции.
Фокусника-шарлатана должна разоблачить женщина-психиатр, которую играет Кейт Бланшет. И, кстати говоря, считается, что эта героиня была прототипом героини Шерон Стоун из «Основного инстинкта». И вот это соперничество разворачивается не по тем сказочным законам, которые обычно использует дель Торо, а по законам психологической драмы, и кого-то это, возможно, смутит.
Дело в том, что смотреть серьезное большое кино 2,5 часа, когда вместо этого ты ждал сказки, может быть нелегко».
У фильма есть шансы побороться за «Оскар». Сейчас в списках букмекеров нуар Гильермо дель Торо занимает седьмую строчку, уступая в числе прочего фильмам «Власть пса», «Вестсайдская история», «Белфаст» и «Дюна».
Но не исключено, что предпочтения жюри киноакадемии разойдутся с прогнозами, полагает кинокритик Дмитрий Барченков: «Мы не знаем, как сложится судьба картины — это всегда лотерея. Но номинации, думаю, будут. Возможно, и в категории "Самый лучший фильм". Но это кино, наверное, не такое актуальное, как конкуренты в борьбе за "Оскар". Например, картины, где режиссеры решили резко высказаться о своем прошлом, или, как Джейн Кэмпион, вернуться в кино. У дель Торо не тот и не другой случай, но мне лично картина больше понравилась, чем и "Форма воды", и "Багровый пик". "Форма воды", скорее, удивлял только формой, к сюжету многие придирались. Здесь тот же режиссерский почерк, но более зрелый.
"Аллея кошмаров" по цельности превосходит и "Форму воды", и "Багровый пик"».
В российском прокате, по прогнозам издания «Бюллетень кинопрокатчика», «Аллея кошмаров» станет самой популярной новинкой. А лидерство по сборам за неделю уступит только комедийному боевику «King’s Man: Начало».