Защита Дубова
Российскому шахматисту присудили поражение из-за отказа надеть маску
Первый в этом году шахматный супертурнир в голландском Вейк-ан-Зе вылился в грандиозный скандал. Российскому гроссмейстеру Даниилу Дубову, в окружении которого был выявлен случай заражения COVID-19, организаторы соревнований присудили техническое поражение из-за отказа надеть маску во время партии с Анишем Гири. По сообщению Международной шахматной федерации (FIDE), Дубов тем не менее сможет продолжить выступление на турнире.
На первом в 2022 году турнире в Вейк-ан-Зе произошел первый громкий шахматный скандал. Главным его участником оказался российский гроссмейстер, 25-летний Даниил Дубов.
Готовившийся к партии седьмого тура с голландцем Анишем Гири Дубов получил от организаторов турнира сообщение. В нем говорилось о том, что кто-то из ближайшего окружения шахматиста сдал положительный тест на коронавирус. По этой причине россиянина попросили на всякий случай надеть во время партии с Гири медицинскую маску, чтобы обезопасить соперника.
Вечером голландец сделал первый ход — двинул ферзевую пешку, однако по прошествии 15 минут Дубов за доской так и не появился.
Шахматист, сдавший отрицательный экспресс-тест, решил занять принципиальную позицию и отказался надеть маску, сославшись на ковидный регламент турнира.
В соответствии с правилами ношение маски обязательно везде, но только не во время соревнований. Дубову присудили техническое поражение.
Поддержку Дубову выразили его соотечественники — Сергей Карякин и Ян Непомнящий. Карякин сообщил в Twitter, что «никогда не стал бы играть в шахматы в маске». Он также задался вопросом, почему нельзя было перенести эту партию на день отдыха, когда был бы известен результат ПЦР-теста Дубова. «Уверен, что Аниш Гири бы не отказался»,— написал российский гроссмейстер. Ян Непомнящий написал в своем Telegram-канале, что также разделяет позицию Дубова: «Даниил поступил в соответствии со своими принципами, как минимум в этом он прав».
В Международной шахматной федерации заявили, что турнир продолжится в полном составе, так как результаты всех проведенных ПЦР-тестов оказались отрицательными. Дубову, правда, едва ли теперь удастся выбраться из подвала турнирной таблицы, в котором он сейчас оказался. Россиянин откатился на 12-ю позицию, ниже только индийский игрок Рамешбабу Прагнанандха и швед Нильс Гранделиус.
Ровно год назад организаторы супертурнира в Вейк-ан-Зе также попали впросак, причем тогда ситуация была еще более странной.
Жертвой стал выступающий сейчас за Францию (ранее — за Иран) Алиреза Фируджа. В заключительный день соревнований он боролся с поляком Радославом Войташеком, причем имел солидный перевес. Однако на 60-м ходу главный судья подошел к игрокам и попросил их пересесть за другой стол, так как рядом скоро должен был вот-вот начаться play-off турнира между Анишем Гири и голландцем Йорденом ван Форестом. Фируджа и Войташек, не желавшие никуда пересаживаться, обсуждали с арбитром эту ситуацию на протяжении двух минут. Последний, как выяснилось, забыл остановить часы. Это привело к поражению Фируджи, который боролся за рейтинговые очки и мог бы получить больше призовых. В этом сезоне Фируджа в Вейк-ан-Зе решил не приезжать.
Даниил Дубов ранее также оказался вовлечен в другой скандал, связанный с матчем за шахматную корону. В нем в конце ноября — начале декабря принимали участие норвежец Магнус Карлсен и победитель кандидатского турнира россиянин Ян Непомнящий. По окончании матча, в котором с разгромным счетом победил норвежец, стало известно, что Дубов помогал готовиться Карлсену. Причем вклад Дубова, сказал норвежец, был очень существенным. Действия Дубова спровоцировали широкую дискуссию. Нашлись те, кто раскритиковал Дубова за неэтичное поведение, в том числе Анатолий Карпов и Сергей Карякин. Другие, например, 15-й чемпион мира по шахматам Вишванатан Ананд и израильтянин Борис Гельфанд, поддержали россиянина. Дубов же, комментируя ситуацию, заявил, что вся история «высосана из пальца» и что «ничего особенного не произошло».