Пробки правят баллом
“Ъ” заметил в пандемийной Москве двукратный рост числа дней с сильными заторами
Пробки в девять и десять баллов наблюдались в Москве в 2021 году вдвое чаще, чем в допандемийные 2019 и 2018 годы. Такой вывод сделал “Ъ”, проанализировав данные «Яндекса», столичного департамента транспорта и сообщения СМИ. В дептрансе Москвы и «Яндексе» с такой оценкой не согласились. По мнению представителей мэрии, движение в городе за два года как минимум не ухудшилось на фоне значительного увеличения числа машин. Эксперт «Синих ведерок» считает динамику показательной: увеличение числа «пробочных» дней объясняется тем, что москвичи в 2021 году реже покидали город, активно пользуясь автомобилями и такси.
Для подсчета дней с самыми серьезными пробками — в девять и десять баллов — “Ъ” использовал архив сообщений Telegram-канала дептранса Москвы, Twitter Центра организации дорожного движения (ЦОДД), сообщения kommersant.ru и информационных агентств, ссылающихся на сервис «Яндекс.Пробки». Исследование показывает, что в 2021 году количество дней с сильнейшими заторами в Москве выросло, причем не только по сравнению с пандемийным 2020 годом, но с 2019 и 2018 годами.
В прошлом году таких дней было суммарно 53, из них 9 дней с десятибалльными пробками.
В 2020 году заторов с топовыми баллами ни разу не наблюдалось, но было зафиксировано 24 дня с девятибалльными пробками. В 2019 году десятью баллами штормило Москву 3 дня, девять баллов фиксировали 21 раз, в 2018 году — 4 и 27 соответственно.
Традиционно сильные заторы образуются, например, накануне 8 Марта, в конце августа перед началом учебного года, в последнюю неделю декабря. 2021 год примечателен тем, что впервые за три года десятибалльные пробки выстроились в городе в феврале (сразу два дня), при этом всю вторую половину декабря столица стояла практически ежедневно.
“Ъ” направил запрос в «Яндекс» и дептранс Москвы с просьбой предоставить подобные выкладки. «На количество баллов очень сильно влияет погода,— отмечают в "Яндексе".— Если мы хотим понять долгосрочные тенденции, то сравнивать такие данные в разные годы непоказательно: скорее всего, увеличилось число дней с большими снегопадами или еще какими-то нетипичными ситуациями. То есть сложились случайные факторы, они не отражают реальное изменение трафика». В компании подчеркивают, что десять баллов — это всегда максимальная загруженность относительно свободных дорог, но сама шкала баллов является относительной: «Она может чуть-чуть меняться со временем в одном городе, адаптируясь под долгосрочные изменения ситуации, включая строительство новых дорог или любые другие изменения в дорожной сети».
Похожий комментарий “Ъ” дали и в пресс-службе ЦОДД: «Ежегодно условия дорожной ситуации меняются, соответственно, шкала определения балльности корректируется, сравнивать баллы разных лет некорректно».
В организации предлагают альтернативный вариант оценки дорожного движения, ориентируясь на длину заторов, продолжительность и среднюю скорость движения, разделяя общественный транспорт, такси и автомобили.
«В 2021 году средняя скорость движения в Москве составила 54 км/ч, что равнозначно средней скорости в 2019 году,— утверждают в центре.— Это говорит о том, что дорожная ситуация остается стабильной, несмотря на ежегодный прирост автомобилей (до 100–150 тыс. машин)». В ЦОДД добавляют, что по итогам 2021 года в Москве и области было зарегистрировано суммарно более 8,4 млн машин (в 2010 году — 5,7 млн). В ЦОДД также отметили, что осадков в декабре 2021 года было почти вдвое больше, чем в 2019 году (это также влияет на заторы), и подчеркнули, что скорость движения автобусов, электробусов и такси по выделенным полосам в 2021 году выросла по сравнению с 2020 годом на 5,5%, что является «очень хорошим показателем».
«Баллы — это больше информационно-развлекательный показатель, ориентироваться на них не стоит,— считает глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский.— Объективная оценка движения — это средняя скорость движения транспорта. По своим ощущениям могу сказать, что во времена, когда мэром Москвы был Юрий Лужков (до 2010 года.— “Ъ”), ситуация в Москве с пробками была гораздо хуже. Можно было, к примеру, простоять час на Большой Якиманке или на другой улице в центре города, сейчас это невозможно».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, напротив, считает, что собранные “Ъ” данные являются очень показательными: ситуация в городе в 2021 году ухудшилась.
Основная масса горожан, аргументирует он, несмотря на снятие ограничений и восстановление экономики, никуда не поехали: туризм после пандемии не восстановился. Так что жители, не покидая весь год город, активно пользовались личными автомобилями и такси.
ЦОДД и «Яндекс» используют принципиально разные системы оценки загруженности дорог. Компания основывается на треках движения пользователей смартфонов и встроенных в приборную панель навигаторов, центр же делает вывод на основании датчиков движения и дорожных камер. Столичные власти и «Яндекс» несколько раз вступали в публичную перепалку по поводу оценки заторов. В апреле 2018 года в один из дней «Яндекс» зафиксировал десятибалльные пробки, в ЦОДД заявили, что показатель компании «не отражает реальную картину с движением в городе». В мае 2018 года заммэра Москвы Максим Ликсутов также говорил, что данные компании не являются «показательными» для оценки загруженности. В ночь на 5 февраля 2021 года сервис «Яндекс.Пробки» внезапно показал десятибалльные пробки, в компании объяснили это «фейковыми сигналами GPS» — несуществующими треками от автомобилей, возникшими из-за сбоя в системе подсчета данных, который был затем устранен.