Муниципалка о двух концах
Местные депутаты опасаются негативных последствий реформы МСУ
Более сотни (из приблизительно 190 тысяч) российских муниципальных депутатов и несколько местных советов из разных регионов направили в Госдуму отзывы с требованием скорректировать или отклонить законопроект о местном самоуправлении (МСУ) в системе публичной власти. По их мнению, упразднение сельских и городских поселений может привести к управленческому кризису и оттоку населения, а право губернаторов единолично увольнять мэров — стать «оружием для борьбы с неугодными». У депутатов Госдумы к этому проекту тоже есть ряд замечаний, но в основном технического характера, и сегодня профильный комитет должен рекомендовать его к принятию в первом чтении 25 января.
Оппозиционные муниципальные депутаты направили в Госдуму отзывы на законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который должен заменить нынешний закон о МСУ. Проект закрепляет введенный в 2020 году в Конституцию принцип «единой системы публичной власти». Первым этапом этой реформы стало принятие 14 декабря закона о публичной власти в субъектах РФ, который был раскритикован оппозицией, в частности, за увеличение влияния государственной власти на формально независимое от нее местное самоуправление.
Основными новеллами проекта о МСУ стали укрупнение муниципальных образований за счет ликвидации сельских и городских поселений (что по факту происходит последние несколько лет) и наделение губернаторов правом отбирать кандидатов в мэры и отрешать их от должности (сейчас в муниципалитетах, где нет прямых выборов, глав выбирают из состава совета депутатов либо по решению конкурсной комиссии, состоящей из делегатов от губернатора и муниципального совета).
Отзыв с требованием отклонить новый проект подписали 134 муниципальных депутата из 26 регионов.
Документ подготовили участники «Земского съезда» — всероссийского форума муниципальных депутатов в Великом Новгороде в мае 2021 года, пресеченного полицией по причине несоблюдения эпидемических ограничений. По мнению авторов, реформа может уничтожить более 18 тыс. муниципальных образований, разрушить местные сообщества, лишить работы «десятки тысяч людей» и увеличить отток населения в более крупные города.
Передача полномочий упраздненных муниципалитетов приведет к «управленческому хаосу», уверены составители отзыва. Они напоминают, что закон о публичной власти упростил процедуру передачи на муниципальный уровень региональных и федеральных полномочий, на исполнение которых у местной администрации может не оказаться ни бюджета, ни кадров. В связи с этим депутаты опасаются, что невозможность справиться с наплывом новых обязанностей вкупе с расширением полномочий губернаторов приведет к череде отставок глав муниципалитетов.
Похожие отзывы составили некоторые местные советы. Например, в заявлении депутатов поселка Урдома (Архангельская область) отмечается, что отказ от поселенческого уровня приведет к отдалению местной власти от граждан и лишению локальных сообществ права решать вопросы местного значения, а также затруднит реализацию конституционного положения, согласно которому территории муниципалитетов определяются «с учетом исторических и иных местных традиций». В Коми против проекта выступили депутаты сразу девяти сельских и городских поселений. Они считают, что расширение полномочий губернаторов по отставке глав муниципалитетов «выглядит как оружие для борьбы с неугодными», а упразднение низового уровня власти не позволит блокировать решения о размещении в ликвидируемых муниципальных образованиях нежелательных объектов — например, мусорных полигонов или вредных производств.
Негативные отзывы на проект направили и несколько оппозиционных муниципальных советов Москвы, однако часть независимых депутатов посчитала законопроект хоть и нежелательной, но вынужденной мерой.
«С точки зрения МСУ это плохой проект, поскольку в нем нет речи об усилении местного самоуправления,— пояснил “Ъ” глава столичного округа Куркино Илья Светиков.— Хотя в Москве для МСУ ничего особо не меняется, в столице его и так практически нет. Но с точки зрения остальной России это, наверное, в определенной степени вынужденная мера, нужная, чтобы хоть как-то сохранить управляемость в решении тех или иных вопросов. МСУ — это принятие решений людьми по вопросам, которые их волнуют на земле. Но когда мы говорим о зрелости населения, достаточно вспомнить, как люди собираются на общее собрание собственников».
Отметим, что в комитете Госдумы по региональной политике и МСУ (является соисполнителем по данному проекту) и в Совете федерации концепцию законопроекта поддержали с рядом оговорок, но претензии в основном касались технических моментов или уточнения ряда положений. Профильный комитет Думы по госстроительству и законодательству рассмотрит проект 24 января и будет рекомендовать принять его в первом чтении уже на следующий день. Председатель комитета и соавтор законопроекта Павел Крашенинников сообщил “Ъ”, что в Думу поступило более 30 отзывов из регионов, а в ответ на вопрос о том, будут ли какие-то из них учтены, предложил следить за заседаниями комитета.