Порочный подход к глобальному здравоохранению
Для воплощения концепции «Здоровье для всех» необходимо устойчивое финансирование ВОЗ
На следующей неделе состоится важное совещание Исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Лидеры мирового общественного мнения в преддверии этого совещания изучили финансовое состояние ВОЗ и объясняют, почему для обеспечения большей безопасности и улучшения охраны здоровья в мире государства—члены ВОЗ должны решить проблему с финансированием организации.
Сколько мы должны тратить на охрану здоровья? Если ковид может служить каким-либо показателем, то явно мы тратим недостаточно. Эта суровая реальность игнорировалась слишком долго, за что сегодня расплачивается весь мир. Неоднократные предупреждения о необходимости усилить защиту мира от пандемий, вызванных новыми патогенами, по сути, всерьез не воспринимались, и менее чем два года тому назад мир оказался катастрофически неподготовленным к предстоявшему цунами страданий.
Понесенные жертвы были огромными, и их число продолжает расти: утрачена жизнь более 5 млн человек, в то время как количество смертей по-прежнему увеличивается, несчетные миллионы людей заболевают, и многие из тех, кто болеет в тяжелой форме во всем мире, не могут получить необходимой помощи в переполненных стационарах.
Если к этому прибавить синдром длительного ковида и неизмеримые моральные и психические страдания, мы получим еще очень большое число людей, которым была причинена боль,— в разной степени, но, главное, предотвратимая.
Неспособность обеспечить инвестиции в готовность к пандемиям и меры реагирования на них и в целом в охрану здоровья всех людей служит очевидным симптомом порочного подхода мира в течение десятилетий к вложению средств в глобальное общественное здравоохранение и всеобщий обхват услугами здравоохранения.
Состоявшаяся прошлой осенью в Риме встреча лидеров стран «Группы двадцати» помогла удвоить усилия, но не смогла обеспечить достаточных мер для того, чтобы устранить несоответствия в финансировании деятельности, необходимой для защиты мира от пандемий, и, в частности, в финансировании ВОЗ, с тем чтобы она могла решать стоящие перед ней большие — и постоянно нарастающие — задачи, связанные с ее ролью ведущего в мире учреждения в области глобального здравоохранения.
Мы с благодарностью отмечаем признание мировыми лидерами того, что здоровье мира и здоровье ВОЗ взаимосвязаны и что обеспечение финансирования ВОЗ на устойчивой основе не только срочно необходимо, но также является реалистичной и достижимой целью в 2022 году.
Проблемы в области финансирования ВОЗ не только не новы, но нарастали на протяжении десятилетий и, в свою очередь, имели ряд характерных проявлений. Они являются показателем общей неспособности обеспечить достаточные вложения средств в глобальное общественное здравоохранение. Этому необходимо положить конец.
В последние годы финансовая и операционная независимость ВОЗ неуклонно снижалась. Сорок лет назад 80% ресурсов ВОЗ составляли обязательные взносы — соразмерные членские взносы, выплачиваемые странами. Эти поступления были предсказуемыми, не имели целевой привязки и могли использоваться для решения широкого круга важных задач по охране здоровья — от базовой научной работы ВОЗ до ее роли в преодолении чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения. Остальные средства составляли добровольные взносы различных доноров — от правительств до фондов,— выделявшиеся на решение конкретных задач в области здравоохранения.
Однако в настоящее время только 16% финансовых ресурсов ВОЗ вносят правительства в форме членских взносов, не оговоренных никакими условиями. Остальная огромная часть средств поступает в виде добровольных взносов, часто обставленных жесткими, а иногда и ограничительными условиями, обычно с привязкой к двухгодичным циклам.
В результате не только становится невозможным долгосрочное планирование, но это также ведет к нарастающему сокращению возможностей ВОЗ выполнять все более широкий круг задач, которые ставят и в решении которых нуждаются все государства и, следовательно, их население. Это, в частности, привело к недостаточному финансированию деятельности в области как обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям, так и профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними.
И это вопрос не только объема ресурсов, которые получает ВОЗ, но и их качества, а именно того, насколько гибко они могут использоваться и насколько ВОЗ может рассчитывать на их получение. Чем более гибким и предсказуемым является финансирование, тем лучше это для ВОЗ.
Вопрос о потребностях в финансировании ВОЗ поднимался в рамках многих проведенных в последнее время независимых обзоров мер реагирования на пандемию и в настоящее время находится в центре внимания государств, которые обсуждают пути повышения эффективности выполнения ВОЗ тех задач, которые они на нее возложили.
Все независимые эксперты, участвовавшие в анализе опыта реагирования на ковид, призывают государства—члены ВОЗ инвестировать в обеспечение независимости и целостности ВОЗ путем существенного повышения их обязательных взносов.
Мы по-прежнему считаем, что оптимальным вариантом является значительное повышение доли обязательных взносов в финансировании ВОЗ, до уровня порядка 80%, как это было в начале 1980-х годов. Однако мы признаем, что основное предложение, которое в настоящее время рассматривается в рамках процесса, осуществляемого посредством рабочей группы, возглавляемой государствами-членами, заключается в увеличении доли обязательных взносов с текущего уровня в менее чем 20% от базового бюджета до уровня 50%, а также в том, чтобы, предоставив всем странам достаточно времени для бюджетного планирования и приготовлений, вводить данное изменение поэтапно начиная с 2028 года.
Принятие этой меры повысит предсказуемость финансирования работы ВОЗ в области обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям, будь то создание базовой инфраструктуры для защиты населения от Эболы или работа по укреплению систем здравоохранения в условиях нестабильности. Кроме того, это позволит ВОЗ направлять ресурсы на оказание поддержки странам в восстановлении после пандемии ковида и на борьбу с эпидемиями неинфекционных хронических заболеваний, таких как диабет, сердечно-сосудистые или онкологические заболевания, а также планировать будущую деятельность, например в области борьбы с растущими угрозами здоровью, связанными с изменением климата.
Необходимость обеспечить соответствие финансового положения ВОЗ стоящим перед нею задачам была также подчеркнута лидерами «Группы двадцати», которые признали, что для выполнения своей руководящей и координирующей роли в сфере глобального здравоохранения ВОЗ нуждается в «адекватном и устойчивом финансировании».
Возможно, главным уроком пандемии стало осознание необходимости радикально пересмотреть наше отношение к потребностям в области здравоохранения. Миллиардные расходы на предупреждение кризисов в области здравоохранения и принятие мер реагирования не идут ни в какое сравнение с триллионами потерь мировой экономики из-за банкротства предприятий, утраты рабочих мест и расходов на пакеты мер экономического стимулирования в связи с такими чрезвычайными ситуациями, как пандемия коронавируса.
Инвестиции стран в здравоохранение приносят огромные дивиденды. Страны, которые выделяют ресурсы на обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения и развитие первичной медико-санитарной помощи, вкладывают средства в благополучие детей, взрослых и пожилых, давая им возможность посещать школы, работать и максимально долго сохранять здоровье. Эти инвестиции — фундамент безопасности в сфере здравоохранения в целом.
В основе всей деятельности ВОЗ лежит задача по обеспечению здоровья для всех. Однако выполнение этой задачи зависит от финансового здоровья самой ВОЗ. Обеспечение более устойчивого финансирования ВОЗ — это инвестиция в более здоровый и безопасный мир для всех.
Посланник ВОЗ по глобальному финансированию здравоохранения и бывший премьер-министр Соединенного Королевства Гордон Браун; сопредседатель Независимой комиссии по оценке готовности к пандемии и эффективности ответных мер и бывший премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк; учредитель группы «Старейшины» и бывшая первая леди Мозамбика и Южной Африки Граса Машел; бывший премьер-министр Канады Пол Мартин; сопредседатель Независимой комиссии по оценке готовности к пандемии и эффективности ответных мер и бывший президент Либерии Эллен Джонсон Серлиф; сопредседатель Совета по мониторингу глобальной готовности и бывший генеральный секретарь Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Эльхадж Ас Си