Наука плюс искусство
В Университете ИТМО проходит выставка научно-технологического искусства «Оптомицелий»
Проект «Оптомицелий» родился из идеи создать выставку: каков образ Университета ИТМО. В последние годы университет активно развивался: менялась его структура, появлялись новые направления научных исследований. Выставка — это попытка осмыслить эти изменения, показать, что представляет собой университет сегодня, объясняет Евгений Хлопотов, куратор проекта «Оптомицелий», мультимедийный художник.
Один из лучших способов знакомства с кем-то — познакомиться с его личными историями. Мы все любим истории, они погружают нас в свой контекст, мы становимся сопричастными опыту героев. Выставка «Оптомицелий» — это своеобразный сборник личных историй, рассказывающих зрителю как о деятельности и экосистеме университета в целом, так и об отдельных научных достижениях и технологиях. Историй, которые рождаются на стыке художественных осмыслений, научных подходов и знаний.
Конкурс кураторских концептов на создание этой выставки проводился в сентябре 2020 года, когда я поступил на первый курс магистратуры Art & Science в ИТМО. Моя концепция победила, но реализовать ее из-за локдаунов мы смогли только в конце 2021 года.
«Оптомицелий» — это гибридное исследование внутренних и внешних экосистем Университета ИТМО. Название возникло на стыке двух понятий — «оптика» и «мицелий»: первое отражает технологическую направленность вуза, а второе — устройство исследовательского университета, образной метафорой которого выступает грибница, уникальная разветвленная система грибных тел.
Мицелий — самый крупный организм на Земле. По сути, это экосистема, которая поддерживает окружающую его межвидовую жизнь. Нити грибницы передают питательные элементы и полезную информацию о ресурсах между деревьями — так работает wood wide web, или «Интернет леса», через который участники сети, словно по оптоволокну, получают сообщения о благоприятных возможностях для развития либо сигналы об опасности.
Подобно мицелию, ИТМО представляет собой разветвленную экосистему, объединяющую студентов, ученых, представителей бизнеса и культурных институций. Университет состоит из множества «подмиров», научных центров и факультетов, у каждого из которых есть свои цели и инструменты их достижения. При этом экосистема развивается в общем направлении, предоставляя участникам пространство для обмена знаниями и ресурсами. Этот симбиоз способствует возникновению интердисциплинарных связей и инновационных проектов.
Пространство AIR (Art.ITMO.Residency), где проходит выставка «Оптомицелий», очень молодое. AIR открылось при центре Art & Science ИТМО в сентябре 2020 года выставкой «Режимы доступа», на которой были представлены работы первых выпускников магистерской программы Art & Science ИТМО. За 1,5 года существования арт-пространства в нем прошло порядка десяти выставок с участием как студентов, так и художников с мировым именем.
Популярность выставок сложно измерить объективно, особенно в период пандемии. Тем не менее выставки в AIR посещают тысячи зрителей: для арт-пространства, особенно такого молодого, как наше, и занимающегося довольно новым для России направлением, это отличный результат.
Люди с удовольствием приходят на артист-токи и образовательные программы с учеными. С блеском в глазах задают вопросы и общаются.
Лично для меня «Оптомицелий» — это второй кураторский опыт. Первым была выставка технологического искусства под названием «Спрятанное в лесах / Cach dans les bois» в сокураторстве с художницей Натальей Федоровой, также проходившая в пространстве AIR. Для этой выставки мне и нескольким однокурсникам посчастливилось выиграть грант ITMO.STUDENTS.
Работы, представленные на выставке «Оптомицелий», основаны на исследованиях из таких областей, как биология, химия, оптика, астрономия, а также работа с данными, история и спекулятивное конструирование будущего.
Мы организовали open call для всех желающих, в котором приняли участие как начинающие, так и уже известные профессиональные художники.
Далее важно было найти проекты, которые подходили бы по трем критериям: во-первых, они должны были соответствовать концепции выставки и помогать раскрыть ее идею. Второй критерий — реалистичность создания работы. Третий — адекватность научной части концепции объективным научным знаниям. Некоторые из проектов, которые нам нравились, выбыли из конкурса, так как не прошли «проверку на научность».
В проекте известной Art & Science художницы Ольги Киселевой «Призрачный лес» мы видим возрожденные семена пальмы Мафусаил — этот вид полностью вымер 1500 лет назад. Благодаря работе биолога, доктора Эллен Соловей, семена, которые художница со своей командой обнаружила на развалинах крепости Масада в Израиле, удалось восстановить, и теперь мы можем говорить о возможности уже через 20 лет прогуляться по саду из пальм, которых уже давно не существовало на этой планете (на выставке совершить такую прогулку позволяет видеопроекция пальмовой рощи на стены). С одной стороны, «Призрачный лес» соединяет древний и современный мир, передавая информацию из прошлого в будущее и наоборот. С другой стороны, художница рассуждает о воссоздании древнего пейзажа как о способе возместить ущерб, нанесенный природе человечеством.
Проект художника Дмитрия Морозова, известного под псевдонимом ::vtol::, «J.2000» повествует о далеких космических мирах, недостижимых для человека, но материализованных в форме спектральной звуковой симфонии. Для своей работы художник выбрал две солнечные системы с семью звездами в каждой: Ню Скорпиона и AR Кассиопеи. Симфония рождается из четырнадцати вращающихся дисков, каждый из которых соответствует одной из четырнадцати звезд, и проходящего через них света. Скорость вращения дисков меняется в зависимости от гравитационного взаимодействия звезд между собой. ::vtol::, как и Ольга Киселева,— уже известный автор, участник крупнейших мировых фестивалей технологического искусства.
Инсталляция Григория Киргизова, выпускника магистратуры Art & Science ИТМО, называется «Киберриза». Огромная корневая система дерева, словно мицелием гриба, оплетена светящимся оптоволокном, которое уходит одним концом в бокс для опасных химических процедур. Это модель еще не существующего организма, объединяющего в себе технологическое и природное начала. Посетители могут взаимодействовать с ним, поместив руки в бокс: движения рук меняют визуальный и звуковой рисунок инсталляции. Киберриза является системой обмена энергией и информацией между всеми участниками сети. Проект выражает надежду на потенциал симбиоза биологических организмов и технологий, но при этом, осознавая мощь данного потенциала, призывает к ответственному и осторожному обращению с подобными системами.
Художник Галина Алферова, еще одна воспитанница магистратуры Art & Science ИТМО, в проекте «Мама, смотри, дельфины!» переносит нас в 2070 год, в дом исследователя моря и экологических изменений наступившего будущего. Совместно с химиком Светланой Уласевич Галина создала ароматические композиции с запахами загрязненных морей из 2070-го, позволяющими прочувствовать, с какой реальностью мы можем столкнуться через полвека. Из-за техногенных загрязнений люди перестанут воспринимать море как место для отдыха, купания и источник радостных эмоций. Через этот проект художник рассуждает, каким станет образ моря в культуре: будем ли мы так же ценить его запах, ждать встречи с ним? Или же море, каким мы его знаем, будет существовать лишь в наших воспоминаниях?
Я вижу растущий интерес к области Art & Science с различных сторон — как художников и арт-институций, так и научно-образовательных учреждений и широкой аудитории.
Если говорить о локальном контексте, то по всей стране растет число людей, желающих обучаться данному направлению, и количество институтов, стремящихся удовлетворить этот спрос. В 2021 году число бюджетных мест на магистерскую программу Art & Science в ИТМО было увеличено вдвое — с 16 до 32. Появляется все больше галерей и музеев, открытых искусству на стыке с наукой и технологиями. Все больше зрителей, понимающих или интересующихся подобным искусством.
На мировом уровне направление Art & Science активно развивается уже несколько десятилетий. Надеюсь, что скоро и в России это направление станет столь же популярным, будет получать больше финансирования и у авторов появятся более широкие возможности для реализации своих идей. И что все больше ученых будут открыты к коллаборациям с художниками, так как это обогащает опыт обеих сторон, популяризирует науку и рождает новые смыслы.
Россия обладает мощным научным наследием и потенциалом. Здесь много талантливых ученых и художников. Поэтому у нашей страны есть все шансы стать заметным центром развития Art & Science в мире. Что в том числе привлечет больше внимания и к российской науке.
Что касается проекта «Оптомицелий», он не ограничится текущей выставкой и продолжит свое существование как постоянная платформа для взаимодействия научного и арт-сообщества. Результаты этих творческих экспериментов будут представлены на выставках формата биеннале.