Машины пересматривают тренды

Почему некоторые автопроизводители снижают поставки в Россию

Автомобили продолжат расти в цене, а в 2022 году им прогнозируют увеличение стоимости на 10-15%. Такие данные приводит компания «Газпромбанк Автолизинг». В 2021 цены уже выросли примерно на 40%.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

И об изменении тенденции пока говорить рано, считает генеральный директор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Рост на 10-15% по итогам 2022 года — это вполне реалистичная оценка.

Не думаю, что стоимость автомобилей еще возрастет, но и предпосылок к снижению сейчас нет. Ситуация с поставками комплектующих, полупроводников все еще остается достаточно напряженной.

Конечно, не стоит забывать и о том, что с каждым годом автомобили становятся все более технологичными, и базовая комплектация предлагается более богатая. С другой стороны, рынок уже в 2022 году будет находиться под определенным давлением в плане сдерживания цен. Это связано с тем, что готовые переплачивать покупатели уже все купили. Существенным сдерживающим фактором будет изменение покупательского поведения. Развитие технологий приведет к тому, что средняя цена машины будет постоянно увеличиваться.

Если и говорить уж о каком-то замедлении, думаю, оно произойдет не раньше, чем в 2040 году, когда уже пройдет пять-семь лет активных продаж электромобилей».

Главной причиной стремительного роста цен в 2021-м аналитики называли дефицит автомобилей. В 2021 году рынок не досчитался 8 млн машин, сообщал CNBC. Сейчас с серьезными проблемами в первую очередь столкнется рынок премиум-сегмента, предполагает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Автопроизводители могут начать ограничивать дилеров в их бессовестных попытках обогатиться за счет потребителя. Салоны, увеличивая цены, пытаются таким образом покрывать свои издержки из-за того, что продают меньше машин.

По ряду марок и моделей, действительно, наблюдаются низкие поставки в Россию. Раньше привозили больше, а сейчас автопроизводители поставляют свою продукцию на более приоритетные для них рынки, РФ достается меньше. Весь ажиотаж приходится исключительно на самые массовые и популярные модели, срабатывает стадный инстинкт. Больше всего пострадали марки Hyundai, Kia, Toyota. При этом премиум-сегмент будет жить в том же режиме.

Подозреваю, что серьезные сложности возникнут у дилеров BMW, потому что они не смогли выполнить KPI и из-за этого недополучили автомобилей в 2021 году. И в 2022-м поставки будут достаточно ограничены. Дело в том, что премиальные автомобили производятся не в России, у нас их только собирают. Поэтому и нельзя варьировать темпы производства, ввести дополнительную линию, так как все зависит исключительно от импорта. Спрос на люксовые машины плюс-минус сохранится, а вот поставки могут быть достаточно волатильны».

В России на машины стоимостью от 3 млн руб. распространяется повышенная налоговая ставка. Она была определена в 2014 году. Правда, как отмечают эксперты, с тех пор автомобили подорожали на 60%. И теперь под категорию роскошных попадают модели массового сегмента, в частности, таких марок, как Kia, Hyundai или Skoda.

Дарья Фоменко

Вся лента