Бронирования отправились в командировку
Турагенты ставят на корпоративных клиентов
Снижение маржинальности и низкие темпы восстановления рынка онлайн-тревел в сегменте массового туризма вынуждают его участников искать альтернативные варианты развития. Так, Emerging Travel Group (ETG; бренд Ostrovok.ru) запускает проект для корпоративных клиентов по бронированию билетов, отелей и трансфера для командировок. В этом сегменте маржинальность выше, но сильнее конкуренция, что может осложнить для ETG развитие нового направления, предупреждают эксперты.
ETG запустила инструмент для бронирования деловых поездок «Ostrovok.ru Командировки» для российских юрлиц, сообщили “Ъ” в компании. В группе не раскрывают объем инвестиций в проект. Гендиректор «Яндекс.Путешествий» Ирина Рейдер отмечает, что на разработку подобного решения могло уйти до шести месяцев.
ETG существует с 2010 года. Основные собственники бизнеса — Кирилл Махаринский, основатели Playrix Игорь и Дмитрий Бухманы, долями в нем владеют Лев Левиев, Вячеслав Мирилашвили и сотрудники группы. В числе основных брендов компании — Ostrovok.ru, Zenhotels и Ratehawk. Их специализация — бронирование отелей.
Через «Ostrovok.ru Командировки» можно бронировать билеты, отели, трансфер, аренду автомобиля. В ETG рассчитывают, что сервис будет генерировать 20–30% оборота группы.
Платформа должна зарабатывать на комиссиях контрагентов и сервисных сборах с клиента.
Это не первый продукт ETG в сфере бизнес-тревел, в портфеле компании есть сервис B2B.Ostrovok, где зарегистрировано 20,5 тыс. пользователей. Он ориентирован на работу с турагентствами в отличие от «Ostrovok.ru Командировки», который предполагает бронирование для компаний по спецтарифам и оформление командировочных документов. «У компаний серьезные требования к такой отчетности»,— объясняет CEO ETG Феликс Шпильман.
Партнер Data Insight Федор Вирин полагает, что выход в новый сегмент — вынужденная мера. Доходность онлайн-тревел-агентств (ОТА), работающих на массовых туристов, и до пандемии была невысокой, а теперь ситуация усугубилась, говорит он. Если 20 лет назад операторам ОТА продажи авиабилетов обеспечивали 12% доходности, то сейчас — 0,5–1,5%, в сегменте делового туризма это 7%, поясняет собеседник “Ъ” на рынке.
Глава направления «Туту Командировки» Наталья Погиблева тоже называет развитие на рынке бизнес-тревел способом диверсификации: сезонность спроса выражена меньше, а клиенты стали перетекать из офлайна в онлайн.
Кроме того, бизнес-тревел восстанавливается быстрее, чем классический туризм, отмечает вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. По данным управляющего директора «Аэроклуба» Юлии Липатовой, в 2021 году спрос на гостиницы со стороны корпоративных клиентов вырос на 91% год к году, хотя даже самые успешные онлайн-тревел-компании пока не вышли на обороты 2019 года.
Но в сегменте высокая конкуренция, предупреждают эксперты. «Для полноценного выхода на рынок бизнес-тревел нужно решение, которое принципиально будет отличаться от продукта для массового туризма»,— считает Ирина Рейдер. Само по себе создание платформы — половина дела, соглашается Юлия Липатова. В сегменте важно наращивать функцию ТМС (Travel Management Company), подразумевающую оптимизацию расходов клиента через соглашения с поставщиками услуг, поясняет она, без этого аналогичные проекты оказывались не востребованными у корпоративных клиентов.