Обострение оценивает перспективы
Что говорят эксперты и жители Украины о вероятности эскалации ситуации в Донбассе
Украинский президент Владимир Зеленский созывает Совет нацбезопасности. Ранее он призвал внешнюю разведку перейти к наступлению. Господин Зеленский заявил, что страна сталкивается с угрозами территориальной целостности, но разведка научилась противостоять «агрессии», и настало время наступательных действий. На этом фоне США, Германия, Британия и Австралия начали эвакуацию дипломатов и их семей, а гражданам этих стран рекомендовано покинуть Украину самостоятельно. В Кремле ответили, что Штаты нагнетают информационную истерию.
22 января британский МИД заявил, что Россия планирует привести к власти в Киеве лояльного Москве лидера, «рассматривая возможности вторжения и оккупации». В качестве одного из кандидатов называли бывшего депутаты Рады Евгения Мураева.
Кто это? И верят ли сами украинцы в вооруженное столкновение? “Ъ FM” обсудил это с украинским политологом Русланом Бортником: «Общество очень напряжено. Многие экономические и социальные процессы заморозились. Люди находятся в ожидании разрешения ситуации. Хотя все же большая часть украинцев, думаю, не верит в полноценное российское вторжение, но допускает возможность эскалации в Донбассе или другие кризисные сценарии.
Зарубежные СМИ пишут про некоего Евгения Мураева и называют его пророссийским лидером на Украине, что якобы Москва будет его продвигать. Евгений Мураев — экс-народный депутат от "Партии регионов" и оппозиционного блока, лидер партии "Наши" и собственник одноименного телеканала. Он является одним из антизападных украинских политиков, но не ведущим.
Почему о бывшем парламентарии сложилось такое мнение? Версий очень много. Корни могут расти именно с Украины. Может, офис президента или определенные группы таким образом атакуют активы господина Мураева с целью их отобрать. Возможно, британцы видят угрозу в этом молодом, хоть и не ведущем, но перспективном антизападном политике. ЕС и США также могут искать обоснование необходимости передачи Украине дополнительного вооружения или введения санкций против России».
“Ъ FM” пообщался с украинцами и узнал, что они думают об обострении ситуации вокруг страны:
Александра, жительница Киева: «Нет, в войну я не верю. Стараюсь во все это не вникать, потому что уже надоело. Разговоры о вооруженном конфликте больше похожи на какие-то манипуляции, запугивания, чем правду. Конечно, среди моих знакомых многие переживают, но сильной паники нет».
Антон, житель Донецкой области: «Эскалация была весной 2021 года на фоне слухов о готовящемся наступлении со стороны Киева. Однако такое происходит каждый год. Считаю, что если и будет вторжение, то об этом никто заранее не узнает. Люди в ДНР и ЛНР смирились с текущей ситуацией и не верят в дальнейшее обострение. Серьезных для себя последствий, наверное, никто не видит».
Юлия, жительница Киева: «Я и мои знакомые стараемся не смотреть новости, чтобы не расстраиваться. Пока нет самого конфликта, то и нет смысла переживать. Паники тоже нет, но, конечно, возможность войны вызывает опасения. Война — это всегда страшно».
Мария, жительница Харькова: «Пожилые телезрители верят в возможность эскалации, молодые украинцы, читающие новости в интернете — безусловно, нет. На мой взгляд, это глупости, а информационная напряженность создана искусственно. Она идет и от администрации города — в Харькове уже соорудили территориальную оборону, время от времени печатают в СМИ, как себя нужно вести. А с другой стороны, наш новый мэр говорит, не надо паниковать».
Несколько дней назад Владимир Зеленский предположил, что российские войска начнут оккупацию с Харькова. Однако 24 января в этом усомнился мэр Киева Виталий Кличко, отметив, что в конце недели соберет правление ассоциации городов Украины и обсудит, как организовать оборону в областях.