КСП зачистила с проверками
Аудиторы выявили нарушения в реализации нацпроекта «Экология» в Нижегородской области
Контрольно-счетная палата Нижегородской области указала региональному правительству на недостатки реализации нацпроекта «Экология», на который в 2020-м и первой половине 2021 года потратили 9 млрд руб. Аудиторы говорят, что работа региональных министерств, участвующих в исполнении программы не согласована, а показатели эффективности оздоровления Волги и переработки мусора низкие. В министерстве экологии с выводами проверки согласны частично и утверждают, что на самом деле сделали больше, чем насчитали проверяющие, а высокий уровень реализации мусорной реформы отметили в федеральном правительстве. С мнением аудиторов согласны экологи: по их словам, проблема промышленных свалок в регионе не решена, показатели переработки мусора завышены.
Аудитор Контрольно-счетной палаты (КСП) Нижегородской области Зинаида Каменьщикова представила депутатам комитета по экологии регионального законодательного собрания результаты проверки исполнения нацпроекта «Экология» в регионе в 2020 году и первой половине 2021 года. Ревизию программ оздоровления Волги, сохранения рек, лесов и мусорной реформы провели по поручению Счетной палаты РФ, сообщила госпожа Каменьщикова. Расходы на эти мероприятия из регионального и федерального бюджетов составили за полтора года около 9 млрд руб.
Активнее всего финансировались проекты «Оздоровление Волги» — строительство локальных очистных сооружений (65% расходов) и «Чистая страна», по которому ликвидировались свалки (25% расходов).
К выявленным нарушениям аудитор отнесла то, что паспорта проектов по очистке рек и ликвидации свалок утвердили с задержкой в два-три месяца, а очистные сооружения решили возводить в обход рекомендаций Минстроя РФ, ориентируясь на наличие проектной документации, а не на бюджетную эффективность.
Зинаида Каменьщикова указала, что контрольные точки, мероприятия, цели и состав показателей постоянно менялись: проверка насчитала 167 запросов на правки нацпроекта только в 2020 году. Также аудиторы сообщили о затянувшихся сроках согласования спорных вопросов с федеральными кураторами.
«Анализ показал, что региональные проекты сформированы не по принципу решения экологической проблемы конкретной территории, а исходя из установленных соответствующим федеральным проектом плановых показателей для субъекта», — отметила Зинаида Каменьщикова.
Например, проект «Чистая страна» предполагает ликвидацию только трех сложных свалок из 11-ти, включенных в реестр, и семи из 92-х несанкционированных свалок в городах, а уровень переработки твердых коммунальных отходов на полигонах составляет 8,3%.
Проект «Сохранение уникальных водных объектов» включает расчистку русел трех рек из 50-ти, а очистные сооружения строятся с задержкой сроков или не имеют коммуникаций, поэтому плановый показатель объема отводимых в Волгу загрязненных сточных вод 0,03 куб. м выполнен лишь наполовину. Наконец, из-за обнаруженного «второго дна» не ликвидирована крупнейшая свалка промышленных отходов «Черная дыра».
В минэкологии Нижегородской области частично согласны с выводами аудиторов. Там «Ъ-Приволжье» сообщили, что неравномерное распределение показателей по срокам реализации проектов связано со сложностями выполнения и финансирования работ. Однако министерство досрочно утвердило паспорт регионального проекта, множественные правки разрешили вносить федеральные ведомства, а успехи в реализации мусорной реформы в августе 2021 года отметила вице-премьер Виктория Абрамченко.
В министерстве сообщили, что процент утилизации отходов на 30% превышает плановые показатели. В прошлом году региону удалось расчистить реки Тешу, Сатис и Вичкинзу, начаты работы на реках Имза и Княгинка, власти ждут субсидий на очистку Борзовки.
В 2020 году ликвидированы крупная свалка «Игумново» и шламонакопитель «Белое море» в Дзержинске, продолжается ликвидация Шуваловской свалки в Нижнем Новгороде. Также подписаны контракты на разработку проектов ликвидации свалок в Володарске, Нижнем Новгороде и Дзержинске.
В 2022 году планируется начать рекультивацию свалок в Богородске и Первомайске. По данным министерства, в рамках нацпроекта ликвидируют семь городских свалок. «Остальные представляют из себя незначительные навалы, для которых не требуется разработка проекта рекультивации. Их планируется ликвидировать за счет региональных субсидий, выделяемых муниципалитетам», — добавили в министерстве.
Эколог Дмитрий Левашов считает министерскую статистику утилизации отходов завышенной. По его словам, региону не хватает мощностей для сортировки и уничтожения отходов, а региональным операторам выгоднее захоронить мусор.
«На бумаге цифры красивые. А если заглянуть в мусорный бак или посмотреть, какой вереницей идут мусоровозы мимо станций сортировки, все печально. Пока нет культуры раздельного сбора мусора, ТКО вместе с кастрюлей борща и дохлой кошкой перестают быть ликвидным товаром. Сортировка действительно есть на полигонах с большой плотностью потока вокруг Нижнего Новгорода, но официальной статистики от операторов нет. Если они покажут эти цифры, придется снижать тарифные ставки. Их задача завезти как можно больше мусора на полигон, захоронить и получить как можно больше денег от населения и компаний», — говорит господин Левашов.
По его словам, в Нижегородской области постоянно растет число нелегальных свалок, а крупные химические и промышленные свалки все еще не ликвидированы: «Только на территории Дзержинска шесть бывших заводов, каждый из которых рискует стать химическим Чернобылем».
Что касается очистных сооружений для оздоровления Волги, часть из них не имеет коммуникаций и коллекторов, и жидкие отходы продолжают свозить цистернами или сливать в реку.
Исправить ситуацию кроме федеральных проектов могло бы экологическое просвещение населения, но бюджеты на эти цели уменьшаются год от года, подытожил эксперт.