СНГ и Балтию впишут в историю
Каким странам предлагается уделять больше внимания при изучении предмета
Академики предложили сместить акцент с европоцентризма в школьном курсе истории на изучение стран Азии, Африки и Латинской Америки. В Российской академии наук (РАН) разработали новый историко-культурный стандарт с обновленным перечнем основных событий, дат и персоналий, которые должны знать ученики. Предполагается, что он вступит в силу уже в сентябре, и в школьной программе появится подробная история восточных цивилизаций. Как выяснил “Ъ FM”, учителя и директора школ сомневаются, что новая концепция преподавания истории будет оптимальной, а ее внедрение пройдет без проблем. Почему? И как именно будет выглядеть школьная история без европоцентризма? Разбирался Владислав Викторов.
Избавиться от внутренних противоречий, двойных толкований и «идеологического мусора» — такие задачи девять лет назад поставил президент России Владимир Путин и поручил изменить подходы к преподаванию истории в школах. В итоге концепцию курса о России приняли в 2020 году, а теперь академики составили стандарт и для всемирного блока.
Среди главных нововведений — уход от изучения по большей части Европы в ущерб другим регионам мира. Помимо уроков, посвященных Азии, Африке и Латинской Америке, академики хотят включить в программу историю стран СНГ и Балтии, рассказал академик РАН, руководитель рабочей группы по разработке концепции Александр Чубарьян:
«Старые учебники и концепции базировались только на европейской истории. Сейчас идея такая: по ней абсолютно ничего не сокращается, но наше предложение в том, чтобы расширить преподавание тех континентов и стран, которым раньше уделялось мало внимания. Намереваемся от нашей ассоциации учителей истории обратиться в министерство с тем, чтобы немножко увеличить на это количество часов».
Правда, собеседники “Ъ FM” сомневаются, что дополнительные уроки смогут поместиться в загруженном расписании школьников. А учитель истории и директор частной школы «Карьера» Карина Чернякова полагает, что академическим часам можно найти более актуальное применение:
«У нас нормы такие: 30% всеобщей истории и 70% — это история России. Дети изучают этот предмет в количестве двух часов в неделю. Это вообще безобразие полное. Учитель бегом бежит, чтобы успеть. Школа имеет право на введение дополнительных часов по выбору. В принципе за счет них можно увеличивать учебный план. Но смысла в этом я вижу мало».
Как говорят в РАН, их стандарт даст лишь минимальные ориентиры, а составлять конечные планы уроков будут уже учителя. Для них академики планируют выпускать специальные брошюры, а в будущем на помощь должно прийти новое поколение учебников. Но пока среди педагогов новая концепция вызывает лишь недоумение, говорит учитель истории, автор учебных пособий Леонид Кацва:
«В идее о преодолении европоцентризма есть нечто здравое. Не изучаем, скажем, историю Китая, Японии, Латинской Америки, а понятно, что эти страны на подъеме. Однако мне совсем не понравился пассаж по поводу Африки. Африканистики там было запредельно много. Так делать нельзя, потому что школа не резиновая, и историю Востока, Африки у нас преподаватели практически не знают».
Возникают вопросы и к скорости введения нового стандарта. В РАН планируют в начале февраля отдать проект на обсуждение экспертам в исторические общества и крупные вузы. Через 2,5 месяца документ в финальной редакции направят в Минпросвещения, а к сентябрю утвердят и начнут применять. В итоге из-за такой быстрой перестройки школьного курса пострадают и педагоги, и сами школьники, считает историк, заслуженный учитель России Александр Снегуров:
«Кроме того, что начнется сумбур, все-таки пострадает и ресурс истории России. Курсы взаимодействуют так или иначе. Часть года изучают историю России и часть — всеобщую. Здесь координация будет нарушена. Из-за нехватки времени и ресурсов русскую историю будут знать слабо, западную знать не будут. Также вряд ли освоят курс стран Азии, Африки и Латинской Америки».
Помимо стандартов для школьной истории, за последнее время Минпросвещения обновило концепции для начального, основного общего образования и обучения в колледжах. Однако собеседники “Ъ FM” полагают, что пока комплексного обновления по факту не произошло — внедрение всех новых практик займет годы. И особенно процесс затянется на фоне пандемии.