Долгоиграющий тренд: как ESG становится новым стандартом бизнеса
Эксперты обсудили новый инструмент диалога между предпринимательством и обществом
В XXI веке глобальный бизнес понял, что развиваться без оглядки на экологию и интересы людей невозможно. Сегодня аналитики считают, что у компаний, которые руководствуются принципом ESG, выше потенциал роста стоимости. В ответ на новые реалии в этом году исполнительная дирекция премии «Серебряный лучник — Самара» ввела новую номинацию — «ESG-коммуникации». Проекты-победители будут названы на церемонии награждения в конце января.
ИД «Коммерсантъ Волга» вместе с «Серебряным Лучником» провел круглый стол в онлайн-формате, посвященный вопросу, как ESG становится новым инструментом диалога между обществом и бизнесом. Как отметила президент БФ «Система» Оксана Косаченко, выступившая модератором мероприятия, ESG — это не новая парадигма, а новая конфигурация того, к чему бизнес и некоммерческие организации всегда стремились.
Председатель самарского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Хилов отметил, что единое понимание ESG пока отсутствует, именно поэтому «Деловая Россия» разрабатывает золотой стандарт ESG. «Стандарт можно будет внедрять не только в крупный, но и в малый и средний бизнес. К примеру, „зеленые“ компании могут получать дополнительное преимущество в государственных закупках. Хотелось бы, чтобы на стандартизацию ESG обратило внимание государство, тогда бизнесу было бы легче подстроиться под ту ESG-повестку, которую видят власти», — подчеркнул Дмитрий Хилов.
Председатель регионального отделения «Опоры России» Ирина Титова добавила, что принципы ESG применимы не только в части коммуникации бизнеса и власти или бизнеса и социума, но и бизнеса с бизнесом. «В рамках вопроса взаимодействия крупного и малого бизнеса „зеленая“ повестка очень актуальна. Нужно сказать, что в Самарской области развитием диалога между крупным и мелким предпринимательством занимаются давно. В регионе разработана полноценная кластерная политика. Внутри кластеров из различных отраслей экономики происходит наращивание небольших производств одновременно с совершенствованием в части соответствия ряда критериев. Так, малый бизнес получает развитие, а крупный — качественных аутсорсеров, ведь не секрет, что часть процессов крупный бизнес отдает на аутсорсинг. Теперь все это выливается в единую концепцию в рамках ESG», — говорит Ирина Титова.
Руслана Сукаева, представитель производителя униформы для ресторанов и гостиниц Profi Dress, рассказала, как новые «зеленые» стандарты в части S — Social внедряются в небольшой организации. «Своими силами мы начали выращивать кадры, так как портных в стране катастрофически не хватает. Быть портным или портной сегодня не очень модно. Зато есть много женщин в возрасте 50+ с навыками шитья, которые с радостью идут к нам работать и которым сложно найти себя в другой сфере. Мы начали сотрудничать с сельскими жителями. Сегодня с нами работают 17 цехов в селах и деревнях, таким образом, мы создаем рабочие места там, где ощущается их нехватка».
Заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский заявил о необходимости поощрять инициаторов по-настоящему полезных и нужных дел, а также популяризировать систему развития знаний ESG-повестки. Оксана Косаченко озвучила мнение, что принципы бережливого отношения к окружающей среде, кадрам и обществу в целом давно знакомы нашей стране. «Волонтерство, субботники, совместные турпоходы с коллегами, забота о старшем поколении давно являются частью российской культуры. Таким образом, ESG является просто новым веянием, суть которого нам знакома», — сказала госпожа Косаченко.
С ней согласилась генеральный директор агентства коммуникаций «ПРАТОН», исполнительный директор премии «Серебряный Лучник — Самара» Татьяна Мокшина: «Безусловно, ESG в какой-то степени пропагандистская история. Но общество эту повестку поддерживает. По опросам, 84% молодежи голосует за экологически ответственное поведение. Подтверждение тренда — итоги „Лучника“ за 2021 год. 90% всех проектов региональной премии, причем не только те, что были заявлены в номинации „ESG-коммуникации“, — про экологию, социальную ответственность, устойчивое развитие».
Управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис» в России, член экспертного жюри премии «Серебряный лучник — Самара» Анастасия Беленкова рассказала о значении волонтерства для корпоративной культуры компании: «В течение многих лет мы организуем волонтерские инициативы, направленные на решение различных социальных и экологических проблем, их ежегодно поддерживает более тысячи наших сотрудников. Лучшие практики мы обсуждаем и совместно внедряем в рамках Национального совета по корпоративному волонтерству, объединяя усилия ответственного бизнеса, некоммерческого сектора и государства.
Примером такой синергии во имя общественного блага является проект „Чистая Волга“, направленный на изучение реального экологического состояния акватории главной водной артерии нашей страны и очистку береговой линии крупнейших волжских городов.
Так, в направлении корпоративного волонтерства в прошлом году проект поддержали более 30 компаний, сотрудники которых участвовали в раздельном сборе бытовых отходов в прибрежных зонах, а также обменивались опытом проведения подобных экологических акций». В компании намерены и дальше развивать такое сотрудничество, прямо влияющее на улучшение качества жизни местных сообществ в различных регионах страны.
Представитель ТЦ «МЕГА» Евгений Карлашов уверен, что принципы устойчивого развития полезны для любого бизнеса, вне зависимости от его размера, сферы деятельности и количества сотрудников, если он ориентирован не на извлечение сиюминутной прибыли, а имеет долгосрочные планы и видение своего развития: «Мы уверены, что внедрение принципов устойчивого развития способствует балансу между экономическим ростом и положительным влиянием на общество с одной стороны и защитой и восстановлением окружающей среды с другой. Благодаря нашему бизнесу у нас есть уникальная возможность стать лидером изменений в индустрии, показать обществу пример изменений к лучшему».
По словам директора самарского филиала МТС Александра Меламеда, и иностранные, и российские инвесторы выдвигают все больше требований к ESG-ориентированности компаний, а регулятор в лице Центробанка в июле 2020 выпустил свои рекомендации по реализации принципов ответственного инвестирования. «При этом важно помнить, что отрасль телекоммуникаций — социальный бизнес по своей сути, потому что ключевая наша миссия состоит в обеспечении взаимосвязи всех членов общества между собой. Мы в МТС видим ключевым направлением своей ESG-стратегии внедрение цифровых технологий для максимального повышения качества жизни общества и его базовых процессов — образования, здравоохранения, культуры, обеспечения повседневного комфорта людей. Поэтому мы активно развиваем экосистему цифровых сервисов МТС», — поделился Александр Меламед.
Как резюмировала Оксана Косаченко, для системных изменений важен вклад каждого: государственных структур, крупного и малого бизнеса, частных лиц. «Если в стратегии продвижения объединятся государственное регулирование, запросы бизнеса и личная инициативность, у России появится шанс стать лидером ESG-трансформации», — подвела итоги круглого стола Оксана Косаченко.